С 5 июля по 23 августа 1943 года продолжалась битва на Курской дуге, которую по праву считают одной из ключевых в Великой Отечественной войне и самым крупным танковым сражением в истории человечества.
Согласно официальной статистике в Курской битве участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.
Доподлинно известно, что в Тобольске в настоящее время проживает пять участников великого сражения: Анатолий Бахарев, Михаил Вторушин, Август Ишимцев, Екатерина Худорожкова, Измаил Хучашев.
И сегодня, в день юбилея битвы, переломившей ход войны, мы вспоминаем её вместе с Анатолием Александровичем Бахаревым.
7 октября ветерану исполняется 90 лет, но память его по-прежнему крепка. Рассказывая о своей жизни, он называет точные даты и имена людей, вспоминает мельчайшие детали – с кем его свела жизнь и кто сыграл большую роль в его судьбе.
Родился Анатолий Бахарев в селе Сухоборка Курганской области. Семья попала под раскулачивание, так как держала двух коров и двух лошадей, к тому же у родителей был пай на мельницу. Через Тобольск нелёгким путём ссыльных добрались до Берёзовского района, где и осели.
Окончив семь классов, Анатолий сбежал из дома. Без документов добрался до Челябинска, где окончил десять классов и подал документы в политехнический институт. Но поддержки ему ждать было неоткуда, поэтому пришлось устраиваться учеником токаря на завод, который в связи с военной обстановкой перепрофилировался на выпуск мин.
В 1942 году Анатолий Бахарев был включён в состав формирующейся 59-й сапёрной роты. Обмундирования не хватало, и им выдали всё бэушное. У Анатолия даже портянки были разного цвета – одна чёрная, другая зелёная. Курсанты упражнялись в минных работах, строили мосты на озере Чебаркуль и взрывали их.
А во время учебных стрельб выяснилось, что курсант Бахарев в мишень попасть не может из-за своей близорукости в 4,5 диоптрии. И тогда на фронт Анатолий не попал, его комиссовали.
Некоторое время поучительствовал в родном селе и вновь получил повестку. Комиссия постановила: «Годен».
И вновь Чебаркуль, где формировались артиллерийские полки – 1327-й и 1328-й. В один из них и попал мой герой. На вооружении были 152-миллиметровые гаубицы весом почти в 4 тонны. Для их перемещения использовались тракторы.
– Особенно хороши были наши, с ЧТЗ, – с гордостью в голосе рассказывает ветеран. – Они затаскивали пушки на любую горку, словно пушинку поднимали. А потом нас на платформах перебросили к Старому Осколу. Оба полка передали в распоряжение командующего Степным фронтом Ивана Конева. Боевое крещение мы получили на Курской дуге. Близко к танкам нас не подпускали. Танки ведь скоростные, маневренные, а мы со своей тяжёлой артиллерией были бы для них очень удачной мишенью. Так что о танковых атаках я ничего не могу рассказать. Нам давали команду открывать огонь по заданным точкам. И наши пушки палили.
В расчёты брали бойцов крепких, выносливых. Анатолия же определили в разведвзвод. Приходилось ему вести наблюдение за вражескими объектами, рыть окопы, обустраивать наблюдательные пункты. Оба артиллерийских полка участвовали в освобождении Белгорода.
Однажды попали они под налёт вражеской авиации. Анатолий выскочил из грузовика с единственным желанием вжаться плотней в землю. Но мешал планшет приличных размеров (на него прикрепляли ватман с начерченным планом местности), с которым рядовой Бахарев по долгу службы практически не расставался.
Анатолий рухнул на землю, а планшет зацепился за высокий бурьян и возвышался над ним, словно расправленные крылья. Разрыв совсем рядом, и штабная машина, стоявшая поблизости, разлетается в клочья… А его спас тот самый громоздкий планшет, обтянутый брезентом. Он послужил и отличным средством маскировки, и «щитом» от осколков.
На вопрос же, чем более всего запомнилась ему Курская битва, – Анатолий Бахарев отвечает: «Бесконечным гулом орудий, который не смолкал все 49 дней. Казалось, от всего этого уже земля не выдержит и разверзнется, так тряслась она под напором мощной техники и от многочисленных разрывов авиабомб и снарядов».
Дорогами войны прошёл разведчик-артиллерист Бахарев пол-Европы, воюя на втором и четвёртом Украинских фронтах. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Под Будапештом расчётам пришлось стрелять прямой наводкой (это из гаубиц!), настолько враг был близко.
8 мая 1945 года орудия встали «на отдых» в старинном австрийском замке Поттенбрун. А на следующий день артиллеристы вместе со всем советским народом ликовали, узнав об окончании войны.
Демобилизовался рядовой Бахарев в 1946 году. Получил высшее педагогическое образование и посвятил себя учительской профессии. И до сих пор, бывает, слышит несмолкаемый шум Курского сражения. И планшет свой вспоминает, прикрывший его от вражеской стали.
Анна ЩЕРБИНИНА