Медиакарта
2:26 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мой ребенок – маленький агрессор?

Мой ребенок – маленький агрессор?
10:18 | 30 августа 2013
Источник: Тюменский край

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного и школьного возраста, чье поведение можно охарактеризовать как агрессивное. Это не может не вызывать беспокойство со стороны родителей и педагогов.

Для начала давайте рассмотрим критерии, определяющие ребенка как агрессивного:

– часто теряет (по сравнению с другими детьми) контроль над собой, использует угрозы в адрес окружающих, инициирует драки;

– воспринимает многие ситуации как враждебные по отношению к нему;

– сверхчувствительны к негативному отношению окружающих к себе, не могут спокойно воспринимать критику в свой адрес;

– склоны обвинять других людей в собственном деструктивном поведении;

– не оценивают свое поведение как агрессивное, у таких детей слабо развито чувство эмпатии, сочувствия; О ребенке, у которого проявляются хотя бы 3-4 из указанных критериев в течение 4-6 месяцев, можно говорить как об агрессивном.

Так что же вызывает агрессивное поведение у детей? Агрессия – это всегда лишь вершина айсберга, симптом того, что ребенку плохо, некомфортно, и он нуждается в поддержке и помощи взрослых. И, действительно, при более глубоком изучении проблемы агрессивности выясняется, что есть множество факторов, провоцирующих такое поведение.

Это может быть:

– высокий уровень личностной тревожности, психического напряжения;

– стиль семейного воспитания – чрезмерно авторитарный или, наоборот, попустительский, отсутствие доверительных, теплых отношений в семье, частые ссоры, конфликты между родителями, отсутствие единых требований к ребенку, пренебрежение к его чувствам. Агрессивное поведение самих родителей по отношению к окружающим, грубость, неуважение к посторонним людям, демонстрируемое при ребенке, является для него прямым руководством к подобному же поведению;

– низкий уровень развития коммуникативных навыков, неумение выстроить дружеские отношения со сверстниками;

– низкая или завышенная самооценка, неумение выразить себя, нереализованный лидерский потенциал;

– различные неврологические заболевания (ММД, ППЦНС, СДВГ) и, как следствие, низкий уровень самоконтроля и повышенное психическое напряжение, возбудимость;

Помимо этого, «подпитывать» агрессивное поведение могут:

– мультфильмы, фильмы, где присутствуют сцены насилия, грубости;

– компьютерные игры с агрессивным сценарием;

– агрессивные игрушки (монстры, ножи, топоры и т.д.). Если вы заметили, что ребенка привлекают только страшные мутанты или зубастые динозавры, то это повод задуматься о его психологическом состоянии и постараться ему помочь.

И самое главное, что нужно сделать родителям, – начать с себя и проанализировать стиль воспитания, степень доверительности отношений с ребенком, общение с окружающими при ребенке, благополучие супружеских отношений. Дети очень чутко чувствуют эмоциональное состояние взрослых и отражают его своими капризами, истериками, непослушанием, негативизмом и агрессивным поведением.

Обращаясь к своему ребенку, говорите о своих чувствах, используйте «Я-сообщения», например: «мне было так обидно, что это случилось» вместо «ты плохо поступил». При этом не забывайте принимать чувства ребенка: «я понимаю тебя, тебе было грустно, больно и т.д.».

Показывая, что принимаете чувства и личность ребенка, осуждайте плохой поступок. Разграничивайте личность и поведение.

Наказывая ребенка, не унижайте его.

Будьте последовательны и едины в своих требованиях к ребенку.

Во время или после проступка тон общения с ребенком должен быть спокойным, но твердо показывающим неприемлемость такого поведения. Установите четкий запрет на агрессивное поведение, всячески старайтесь показать ребенку невыгодность такого поведения. Самое эффективное (для дошкольников и младших школьников) – это проигрывание конфликтных ситуаций с помощью игрушек и совместное обсуждение увиденного. Здесь родителям будут очень полезны перчаточные или пальчиковые куклы. Сценарий для таких сценок можно придумывать самим, брать примеры из жизни или использовать готовые сказки. Множество хороших коррекционных и терапевтических сказок у психологов Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, Татьяны Грабенко, Ольги Фирсовой и Ольги Хухлаевой.

Автор: Елена Батищева, педагог-психолог д/с №158 города Тюмени