Идёт реставрация ансамбля Иоанно-Введенского монастыря
Это чудо архитектурной мысли 18 века. А для генподрядчика МУП «Тобольскстройреставрация» – некий знаковый памятник, ещё одно доказательство того, что коллективу под силу не только строительство новых социально важных объектов, но и восстановление старых.
Основной костяк реставраторов сформировался ещё в 2000 году. За это время ими были построены десятки объектов, среди которых и жильё в городе и Нижних Аремзянах, и ремонт спортивного центра «Энтузиаст». Самостоятельность и решительность – вот основа успеха предприятия, которое более десяти лет возглавляет Анатолий Мариненков. Конечно, в рыночных условиях «Тобольскстройреставрация» охотно берётся за любые достойные заказы, и всё же реконструкции Иоанно-Введенского женского монастыря отдаётся предпочтение.
В монастырь вход свободный для каждого православного. Калитка открывается без скрипа, большое хозяйство ведётся умело. По временным деревянным подмосткам вступаю в большой, суетный двор монастыря. Здесь сейчас больше строителей, чем служительниц. Оно и понятно, реставрационные работы в самом разгаре. Работники «Тобольскстройреставрации» на объекте днюют и ночуют, оттого за год такие разительные перемены произошли здесь. Про себя сразу же отмечаю, стоящие в развалинах церковь Серафима Саровского, трапезный корпус приоделись во всё новое. Реставрационные работы идут под руководством начальника участка Владимира Цорна.
Наш герой – опытный профессионал-строитель, которому в силу производственной необходимости здесь известен каждый уголок, каждая стена, в которой необходимо провести выченку, а затем обновить её новой кладкой. Поэтому и отношение к любому зданию не просто как к площадям – квадратным мет-рам, которые необходимо привести в соответствие с обнаруженным фрагментом, а любовно-хозяйское. Потому что Владимиру Ивановичу вовсе не безразлично, какой след он оставит после себя. А ещё потому, что хочет сохранить память города, в котором живёт и работает, в котором выросли его дети.
Объект заботы Владимира Цорна и его молодого помощника, прораба Ильгама Авнякова, – девять зданий. Девять уникальных исторических объектов, культурное наследие Тобольска. Во всяком случае, таковыми они считались. И считаются теперь. Парадокс вот в чём: когда за них взялись реставраторы, они помолодели вопреки своему весьма почтенному возрасту. Можно сказать и по-другому: «Помолодели благодаря…»
Сегодня архиерейский дом, церкви Серафима Саровского и Троицкая, за годы потерявшие вид, приобрели лоск и величавость.
Во время нашего разговора с Владимиром Ивановичем об этих памятниках возник… образ Руси. Той, что свободна, бескрайна и многолика. Так и здесь: восстановленные здания сохранятся на века и будут радовать и тоболяков, и многочисленных паломников, и гостей города.
Каждое здание, по словам Ильгама Авнякова, собирается по крупицам. Труд реставратора трудоёмкий: вначале проводятся археологические раскопки, усиливается фундамент железобетонными обоймами, затем очередь доходит до выченки старых кирпичей и замены межэтажных перекрытий, домазка, покраска – и так шаг за шагом к заветной цели. Главная цель реставраторов – чтобы здание сохранило своё предназначение: храмы – для бого-служений, игуменский корпус – резиденция матушки, сестринский корпус – для проживания монахинь, трапезный – для принятия пищи.
Игуменский корпус мне довелось увидеть изнутри, оценить и восхититься творением рук человеческих. Дерево, мрамор, бра и люстры под старину. Умиротворённость и покой, радость бытия. После разговора с матушкой Анной будто ангел коснулся меня, и мир показался ещё краше.
– Здесь работают очень добросовестные люди. По-другому, наверное, и не могло быть, ведь монастырь один из красивейших, – говорила она. – Надо благодарить Бога за столь пристальное внимание к монастырю губернатора нашего, который старается и для храма Божьего, и для края нашего. Ведь именно благодаря совершенно удивительному отношению к памятникам старины наш древний сибирский город приобретает своё историческое лицо.
Владимир Иванович Цорн историю монастыря, да что историю – каждую выявленную новую фреску изучил досконально. Потому что для него важно сохранить не только красоту, но и и историческую правду.
– Я до сих пор сожалею, что не сохранилась сама Троицкая церковь, а только пристрой, и то отдельными фрагментами. Но внешний облик мы повторили, и это разумно… Постараемся восстановить и детали внутреннего интерьера, – говорит Владимир Иванович.
Вся внутренняя площадка монастыря будет выложена гранитом. Гранит применяется и в облицовке подпорной стены, которая защитит от оползней храм Иоанна Крестителя. Метод укрепления, по мнению начальника участка, прост: пропускаются железобетонные обоймы, они обтягиваются металлической сеткой и только потом облицовываются гранитом. Сам Владимир Цорн считает, что это – дорого. Но стоит того. Гораздо больше стоит…
– Года полтора провозимся точно, – говорят реставраторы.
За три года, что занимаются восстановлением ансамбля монастыря, они поверили в себя. Можем! Но для этого нужно чувствовать себя мужчинами, которые не временщики в этом городе, а хозяева.
Вера Хохлова
Юрий ПОПОВ (фото)