Медиакарта
0:42 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В поисках истинного образа

В поисках истинного образа
16:32 | 19 сентября 2013

Поиск чудотворной иконы Абалакской Божией Матери, инициированной журналистским сообществом в рамках фестиваля «Православие и СМИ», пока не дал положительного результата. Но журналисты от этого благородного дела отступать не собираются и верят, что рано или поздно икона откроет своё местонахождение и её удастся вернуть в родную обитель – в Абалакский мужской монастырь.

Одно важное дело акция уже сделала. Нам удалось разбудить общественность и вызвать к православной святыне, каковой является утраченный образ Божией Матери, интерес.

На то, что первообраз всё это время находился в Тобольске, конечно, рассчитывать не приходится. И мы встретились с заведующим иконописными реставрационными мастерскими и иконописной школой Тобольской духовной семинарии иереем Виталием Ведерниковым, чтобы узнать, какими малоизвестными копиями или списками* Абалакской иконы «Знамение» Тобольск располагает, понять, как же могла выглядеть сама чудо­творная.

– Мне посчастливилось увидеть две наиболее ранних иконы, одну из них, датируемую началом XVII века, можно было даже купить, но её сняли с аукциона. Тем не менее мне удалось обе иконы сфотографировать. Снимки дают нам возможность понять, в каком стиле написан первообраз. Это был официальный язык иконы того времени, причём обе они выполнены для той эпохи виртуозно. И мы говорим не о ремесленном исполнении, а именно о профессиональном иконописном.

Писались они скорее всего в духовном цент­ре. Кстати, нам известно, что первообраз Абалакской иконы Божией Матери был написан при архиерейском Доме. По этим аналогиям мы и можем ориентироваться в поисках. Необходимо учитывать и формат иконы. Большинство икон храмового формата, написанные в Сибири, одинакового размера, – говорит отец Виталий.

В тобольских фондах хранится несколько икон Абалакской Божией Матери.

Об одной из них нам и рассказал иерей Виталий. Написана она в крестьянской самобытной манере, похоже, человеком далёким от иконописи. Автор её как чувствовал, как представлял, так и исполнил. В иконе ощущается польское влияние, просматриваются элементы, свойственные католическому образцу. Возможно, неизвестный автор был наслышан о нашей чудотворной иконе или даже бывал в паломничестве и изобразил по памяти. Икона передана из сибирской деревни, где она была при храме. До этого она, скорее всего, бытовала в крестьянской семье как домовой образ. Икона двусторонняя, с другой стороны изображён Николай Чудотворец. Выполнена в масляной технике, датируется икона второй половиной XIX – началом XX веков. – Это время появления яркого, достаточно грубого масла. В XVIII веке ровно клали масло, оно выходило прозрачным, светящимся, ни мазочка не видно. Здесь краска наносилась большой кисточкой, что называется, от души. Лепка формы шла за счёт мощных кистевых ударов. Подобные иконы церковными властями критиковались, их рекомендовали не писать. Но Сибирь была обширным краем, и необходимость в иконе была огромна. Официальные мастерские не всегда имели возможность удовлетворить потребность населения в образах. И в глухих деревнях за это дело брались не специалисты. Но люди так же трогательно, с душою молились перед ними, и их молитвы, наверное, были услышаны, – комментирует Отец Виталий. И лично мне эта икона, грубоватая, наивно трогательная, понравилась. Впредь мы будем знакомить вас с другими имеющимися в Тобольске списками.

Анна СОЛНЦЕВА