Медиакарта
23:00 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Страсти по инглишу

Страсти по инглишу
16:38 | 03 октября 2013

Лиля, наверное, просто влюбилась в это Первое сентября с его торжественными линейками, обёрнутыми в целлофан астрами, нарядной ватагой школьников, берущей в осаду заждавшуюся за лето школу. Иначе зачем она, Лиля, встречает его уже пятнадцатый год (правда, только пятый – как учитель) с замиранием сердца, блеском в глазах, и, вполне вероятно, с тайным трепетом ратника перед иноземным войском. Волнением акробата, ступающего на тугой канат. Беспокойством Кука после встречи с туземцами. Что ни говори, учитель – профессия непростая.

И поздравления принимает Лилия Минияновна в День учителя как самый настоящий профессионал, матёрый специалист, прошедший перекрёстный огонь ученических глаз, отжавший сотни галлонов воды из пространных ответов и попривыкший к медным трубам. То есть к пронзительным трелям школьных звонков.

Лиля и медные трубы

Лилия Минияновна, будь она человеком излишне горделивым, давно уж ходила бы по школе с высоко задранным носом. А что, у неё даже диплом с подписью президента имеется. Президента оргкомитета «Сочи-2014», конечно, но кто ещё в Тобольске может похвастаться таким?

А Лилия за своим дипломом ездила за тридевять земель, за тысячу миль. И принимала поздравления, стоя на сцене одной из сочинских школ, став лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи 2014». Лилия Гафурова стала единственным педагогом из Тюменской области, чей проект получил награду конкурса. Оттого и диплом этот ценен особенно. Впрочем, принеся лавры школе № 18, прохлаждаться Лиля под этими самыми лаврами не планирует. Будь у неё щит, начертала бы на нём: «Хочешь быть успешным – будь им!» Пока вместо щита – поурочное планирование, и, вооружённая учебником английского, маленькая учительница рвётся в бой.

Муж Лилии недоумевает: ну откуда столько энергии, ну зачем супруга опять штурмует очередной Эверест! Сидела бы себе дома, детей воспитывала, борщ бы варила или хоть пудинг английский. Но проходит месяц, другой, заскучавшая было Лиля опять воодушевляется, вдохновляется новым проектом, сочиняет, планирует, точит альпеншток для покорения новых вершин.

Ужаснёмся списку её побед вместе?

В 2009 году молодая учительница в первый же месяц работы участвует в школьном конкурсе «Учитель года». Дебют оказался удачным – Лилия занимает первое место. Потом, как лавина, конкурс стендовых уроков и фестиваль педагогических идей, конкурс «Беспокойное сердце». Наш педагог получает спецприз за участие в «Новой школе – школе будущего», а после, став лауреатом «Учителя на хорошей волне», проводит урок в прямом эфире.

Одновременно Лилия, нисколько не запыхавшись и не сбив дыхания, даёт открытые уроки, читает доклады на конференциях, делится опытом с коллегами в городском методическом объединении.

Вы уже, наверное, нарисовали себе портрет эдакой энергичной активистки, отличницы в кумачовой косынке. А теперь пририсуйте рядом мини-Лилю – вот вам и творческий тандем. Своей дочери эта выдумщица тоже засидеться не даёт. Они с Замирой и Конька-Горбунка шьют для «Тоболеского Конькограда», и в платья бальные наряжаются для участия в «Ангеле года». Вот Замира приз забирает с радиостанции – за первое место. Вот у них рисунки для конкурса рисунков, а это – поделки для фестиваля поделок… Они ведь и на «Тобольскую правду» как-то посягнули и в одном из фотоконкурсов одержали победу! Такие вот беспокойные мать и дочь.

Лиля и дети

– Ну скажи, ты наверняка с детства мечтала быть учителем?

– Даже и не собиралась. В детст­ве насмотрелась на свою мать – директора школы. Вся жизнь в работе, а мы с младшей сестрой уже в дошкольном возрасте сами себе обеды варили. Специфические, конечно, обеды – картофель в мундире да в картофельном бульоне, ну что уж выходило у шестилетней девчонки.

– Ну вот, а сама ведь в учительницы подалась. Замиру не жаль тебе?

– А я учитель не той, старой, закалки. Молодые учителя ищут компромисс между работой и семьёй. Не симбиоз обеих, а чёткое разграничение. Чтобы ни родные, ни школа не страдали. Строго так сказала Лиля и помчалась в свою школу. Как положено – с блеском в глазах и бодростью духа. Ну, может, и ужаса чуть. Сами понимаете, профессия педагога – не из простых.

Но в какие бы чёткие границы не загоняла Лилия свою работу, сама признаётся – без педагогики теперь никуда. Один раз попробуешь поработать в школе, и на всю жизнь тяга останется. Да, молодые специалисты не стремятся задерживаться в школе, да, пытаются найти местечко тише и спокойнее. Но как многие потом тоскуют по общению с детьми, по сумасшедшей энергетической подпитке, по миллиону сбивающих с толку воп­росов, по блестящим от любопытства глазёнкам!

И будешь потом тосковать и по тем самым астрам в целлофане, и по яблоку румянобокому, ждущему тебя, любимого учителя, на столе. И не от голода ты рад этим яблоку или конфете, а оттого, что это комплимент: мы вам рады, мы вас ждали, ваш английский безупречен. А могут ведь и праздник устроить, если прознают про день рождения: тут и торт, тут и шары, и поздравления на школьно-английском. И сердце сначала застучит часто-часто, а потом воспарит, как шарик воздушный, только и успей за ниточку перехватить. А вы говорите – молодёжь только и думает, как бы из школы сбежать…

– Лиль, а Лиль, ну может, вы в детстве в школу играли? – продолжаю канючить я.

– Всегда удивлялась, как девочкам была интересна эта игра. Я предпочитала что-то более активное, мне нравился спорт.

Вот и рассекала активная Лиля снежные просторы под Аксарино, что в Ярковском районе. В лыжную секцию отдал обеих дочек отец, и, чувствую, с той поры Лиля и требует – «Лыжню!» Обгонит, объедет, придёт к цели. Сначала на лыжах скользила через эти свои школьные гонки, теперь – мчит по педагогическому пути. За правым плечом её – мама Рашида Тимергалиевна Газизова с внушительным учительским стажем, главный советчик-подсказчик. За левым плечом – школьный наставник, Валентина Яковлевна Волокитина, нынешний тренер и вдохновитель. Такая вот педагогическая троица.

– Ну слушай, не может же человек вдруг резко свернуть со спортивной стези и стать педагогом. Да ещё «иностранцем», – не унимаюсь я.

Лиля машет рукой и сдаётся. Делится семейным преданием, которое по возрасту на легенду, вроде, и не тянет, но ей сродни. Помимо мамы-директора школы и папы, тоже идущего педагогической дорогой, у Лили была и тётя – преподаватель и знаток многих языков. И будто бы педагогический и языковой таланты достались Лиле именно от неё. И если двойной учительской звезды родителей было для нашей героини явно недостаточно, то тётин дар привёл-таки её в школу.

Впрочем, так ли важны причины и предпосылки, когда вот она, тобольская школа № 18, за кабинетной дверью шумит-волнуется 8 «Б», а Лилия Минияновна уже готовится ступить на порог. Как акробат на тугой канат. Как актёр на сцену. «Здравствуйте, давайте начнём наш урок». Ну и пойдут по традиции неправильные глаголы и межзубные согласные, пятёрки тоже пойдут.

– А что, поставили бы Лилии Минияновне пятёрку за учительст­во? – спрашиваю у 8 «Б».

– Нет, – говорят, немного огорошивая. – А вот пятёрку с плюсом бы поставили. Если сможете, найдите лучший подарок к Дню учителя.

Марина МИЛОВА Юрий ПОПОВ (фото)