Медиакарта
12:33 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как Солёный за крестом нырял

Как Солёный за крестом нырял
15:18 | 10 октября 2013

И другие истории из жизни тобольских футболистов

Прошлой весной редакция совместно с профильной федерацией провела акцию «Футбол Победы», посвящённую первому после­военному матчу, прошедшему в Тобольске 2 мая 1947 года.*

Тогда же мы начали серию публикаций о повелителях кожаного мяча былых времён и важнейших событиях футбола 40-50-60-х годов.

И вот продолжение. Передо мной несколько листов рукописного текста. Человека, написавшего его, уже нет среди нас… А рукопись осталась.

Станислав Селивёрстов вспоминает

Мне было 12 лет, а жили мы на улице Володарского. Во дворе собиралось каждый вечер человек по 30. Допоздна играли в «чижика», «чехарду», «штандэр», «нашему барину в попу кол забъём», «12 палочек». И была на нашей улице футбольная команда. Тренировались на Панинской гриве. Из жердей были сделаны ворота, поле длиной метров 50. Меня почему-то сразу поставили вратарём. Формы в то время у нас никакой не было – трусы и майка, играли босиком. Мяч – волейбольная покрышка, набитая сеном.

Для того чтобы купить настоящий футбольный мяч, мы всем двором собирали кости, тряпки, всякую рухлядь, чтобы сдать в «утильсырьё», – такая заготовительная контора была в Сенном переулке. Мяч стоил 9 рублей. Мы сдали на 7 руб. 50 копеек. И тогда наш капитан Толя Фишман сказал: «Кидайте киношные деньги в шапку». А билет в кино стоил 10 копеек. В общем, насобирали и пошли покупать футбольный мяч со шнуровкой, и было столько радости, что теперь мяч у нас настоящий, с камерой.

Первую игру с этим мячом мы провели с командой улицы Семакова. Игра длилась часа три, и мы победили со счётом 12:3. Потом обыграли команду со Слесарной и встретились с командой с Горького. Они нас пригласили на Панин бугор, у них там было своё поле, такие же ворота, но только были натянуты на них рыбацкие сети. Это было классно! Мы этот матч проиграли, но достойно, со счётом 2:5.

В те времена в Тобольске были команды «Спартак», «Пищевик», «Буревестник», «Водник», «Мотор», «Динамо», «Нефтяник», «Чайка». При них были детские команды и юношеские, зачёт очков на первенство города шёл по результатам трёх команд.

Когда мы играли улица на улицу, из взрослых команд кто-нибудь приходил, наблюдал. И перспективных ребятишек приглашали в детскую команду. Вот так в 1953 году меня взяли в «Спартак». В ту пору играющим тренером команды был Анатолий Григорьевич Ревнивых. А в воротах стоял легендарный Виктор Максимович Тупицын по кличке Солёный. На руках у него в общей сложности не хватало четырёх пальцев, но играл здорово. Ещё он всегда орал, выходя на перехват: «Моя!!!». От этого ора даже нападающие противника останавливались, а он забирал мяч.

Вот стали мы с Юркой Шишкиным полноправными членами ДСО «Спартак», уплатив 30 копеек за членский билет с проф­союзной маркой. Выдали нам одни бутсы на двоих, мне свитер, трусы и гетры – радость была не­описуемой.

Первый мой сезон (1953 год) прошёл для «Спартака» удачно. Детская команда заняла третье место, а юноши и взрослые завоевали первенство города и кубок. И нам, детям, купили по мороженке за 13 копеек. В 1954 году кубок города взяло «Динамо», а наш «Спартак» – кубок городского сада и закрытие сезона. В 1955 году меня перевели вторым вратарём за юношей. Тренировали Солёный – Виктор Максимович, Алексей Карымович Бекшенёв и Фирсов (Фирса).

Они, конечно, «поддавали» в то время прилично (в основном красненькое винцо). Лягут на травку на поле и помаленечку «принимают», а меня начинают гонять. Бегал по гаревой дорожке 5-6 кругов, потом отдых, потом надевают на меня телогрейку, шапку зимнюю, и я должен был скакать 150-200 раз. Потом чуть перерыв, и ставят меня в ворота. Били по-взрослому – порой залетал в сетку с мячом. Солёный учил, как на перехвате орать по-фирменному «Моя!!!» и колено выставлять вперёд.

Команда наша была сильная. Парни почти все старше меня на год-два-три. Гаврилов Боря, Витя Панов, Коля Редькин, Лёва Трофимов, Юра Глухих уехал из Тобольска, играл за донецкий «Шахтёр». Да уже многих и не помню, так давно это было.

Впервые поехал в Тюмень играть на первенство области – взрослая команда и мы, юноши. На грузовом «ГАЗ-63», в кузов накидали сена-соломы, погрузились. По дороге решили искупаться у паромной переправы через Тобол. А у Солёного был на цепочке большой крест из слоновой кости, и этот крест каким-то образом очутился на дне. Пока он не достал его (а это два часа прошло), мы с места не тронулись. Приехали в Тюмень, переночевали прямо в кузове. Получили талоны на питание (2 руб. 50 коп. на день), провели тренировку. Вечером выиграли у команды Ишима – 2:1, на следующий день Ялуторовск – 3:0, через день у Заводоуковска выигрываем 1:0 и выходим в финал.

Играем с Тюменью. Первый тайм – 0:0. Второй тайм – они забивают, ведут 1:0, мы сравниваем счёт, и за 20 минут до конца ведём в счёте 2:1. Остаётся буквально 15 минут сыграть, и я получаю травму правой ноги. Нападающий выходит со мной один на один, я прыгаю в правый угол, беру мяч, а ногой (икрой) зацепляюсь за гвоздь, которым была прибита вратарская сетка (стойки ворот раньше были деревянные). Вырвал клок мяса, на «скорой» прямо из ворот, считай, увезли.

Выиграли область. Нам выдали очень красивые жетоны и присвоили вторые разряды. Взрослые тоже заняли первое место, громили чуть ли не всех с сухим счётом. В ту пору в Тобольске вообще сильные команды были «Динамо», «Пищевик» и «Нефтяник» (геологоразведка). Тоболяков боялись на междугородном уровне.

В 1956 году я поступил в рыбтехникум, где была команда «Чайка», и многие ребята из юношеских команд пере­шли в «Чайку», т.к. тоже поступили учиться. Четыре года играл в этой команде, неоднократно вы­игрывали и кубок города, первенство и закрытие сезона. Директор рыбтехникума, Борис Александрович Яковлев, был болельщиком и всегда поощрял спорт.

Защитив дипломный проект, я поехал на работу в Мурманск. Был уже приглашён в команду «Тралфлотовец» (играла на первенство СССР 2-я зона – «Север»), но… я не успел поиграть за них – забрали в армию.

На этом записки Станислава Владимировича обрываются. Но спортивная жизнь автора воспоминаний была долгой и насыщенной.

В армии он играл в хоккей с шайбой и, конечно же, стоял в рамке футбольных ворот. Был физруком полка (12 рот, порядка 1200-1500 солдат). Вернулся в Тобольск. Уезжал и вновь вернулся.

Более 20 лет отработал в речном порту. И, конечно же, он продолжил свою вратарскую жизнь, начатую в 1953 году. Старые болельщики помнят Стаса Селивёрстова. В чёрных трусах и свитере, в знаменитой кепке-букле. При нём взять ворота «Водника» для любого форварда было трудной задачей… Закончив с игрой, переквалифицировался в футбольные арбитры и судил всегда на совесть.

Последний раз он вышел на поле в историческом матче ветеранских сборных – Тобольск «против» СССР. Было это в 1987 году (400-летие нашего славного города отмечали тогда). В чёрном свитере своём вышел и в непременной кепке.

И как будто вчера было – помню игровой момент. Валерий Газзаев (вполне ещё «игроцкого» возраста на тот момент) наносит удар. Не вкладываясь, бьёт, скорее, даже навешивает на вратарскую. И наш Селивёрстов, словно забыв про свои 46 лет, молодецки выпрыгивает (только что «моя!», которому обучил его Солёный, не заорал)… Так вот, выпрыгивает Станислав Владимирович, забирает мяч намертво и… И падает за линию своих ворот, добычи из цепких рук так и не выпустив.

Я потом спросил его

– Дядя Слава, обидно, что проиграли?

– Есть маленько, – ответил кипер, – Но это футбол. Главное – жизнь не проиграть.

Он ушёл в 2009-м… Жизнь не проиграл. Будем считать – отстоял на ноль.

*Эту дату наша газета предлагает считать «Днём тобольского футбола» и отмечать на общегородском уровне.

Дмитрий КАРАСИЕР Фото из домашнего архива семьи Селивёрстовых