Медиакарта
12:38 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прийти к стене… Чтобы помнили

Прийти к стене…  Чтобы помнили
16:24 | 30 октября 2013

В Тюремном замке гуляет ветер. Особенно свирепствует он у мемориальной стены, которую называют ещё расстрельной. На ветру колышется пламя поминальных свечей. Люди, пришедшие на митинг, посвящённый памяти жертв политических репрессий, бережно закрывают языки пламени ладонями.

Среди участников митинга ветеран Великой Отечественной войны Михаил Пономарёв. Не смог Михаил Павлович усидеть дома в такой день. Пришёл к стене чтобы помянуть своих близких... И внучку Женю привёл сюда – чтобы помнила.

Редкую семью в нашей стране не коснулись репрессии 20-30-х годов прошлого века. Вот и семью Пономарёвых, проживавшую в деревне Туманова Челябинской области, раскулачили и сослали в Тобольск. Не забыть ему, как зимой в жгучий мороз погрузили их в сани и повезли на станцию. Потом в товарных вагонах до Тюмени. Потом и до Тобольска – снова на лошадях. Михаилу в ту пору было семь лет от роду, братишке – восемь. Они мужественно переносили и мороз, и голод. Хуже пришлось их годовалой сестричке. Малышку чудом довезли живой.

В Тобольске они побыли недолго: когда в посёлке Рос­тошь были построены бараки для ссыльных, переехали туда.

– Всё случившееся с нами мы принимали как неизбежность, – говорит ветеран. – Обидно было, конечно, что причислили нас к кулакам. Наша семья стояла крепко на ногах, но за счёт собственного труда наёмных работников не держали. И в одночасье мы всё потеряли. Но при этом не озлобились. Лиха хватили все – и взрослые, и дети. В Ростоши появились на свет наши младшие братишка и сестрёнка. Жизнь продолжалась. Несмотря на то, что мы были из репрессированных, нас не лишили возможности учиться. Я выучился на фельд­шера до войны, а уж после окончил пединститут. Меня приняли в партию. Младший брат стал кадровым военным, дослужился до подполковника. Со старшим мы прошли дорогами войны, правда, воевали на разных фронтах. Отец погиб под Сталинградом.

Глава администрации города Владимир Мазур, открывая митинг, сказал:

– Сегодня мы вновь собираемся на этой площади, чтобы отдать дань памяти жертвам политических реп­рессий. Наше многонациональное государство пережило много испытаний, но репрессии, унесшие жизни стольких людей разных слоёв, национальностей, конфессий, навсегда останутся незаживающей раной в памяти народной. Семьи, оставшиеся без кормильцев с клеймом врага народа, продолжали жить и трудиться на благо Отечества. Хочу сказать огромное спасибо поколению, подвергшемуся страшным репрессиям, тем, кто сумел выжить, сохранив веру в добро и справедливость, кто, несмотря на унижение, горе, сумел оставаться человеком, проявить любовь к Родине и воспитывать это чувство в подрастающем поколении.

Чёткую позицию не­прия­­тия для нашего Отечества карательных методов высказал председатель городской думы Николай Зольников:

– Период политических репрессий – это страница нашей истории, которой можно устыдиться и от которой кровь стынет в жилах. Репрессиям подверглись казачество, крестьянство, интеллигенция, рабочие, служители церкви. Такую практику, когда в ранг государственной политики возведены политические репрессии против своего же народа, когда людей расстреливали без суда и следствия, должны отторгать не только наше сознание, но кровь и плоть.

За упокой невинно убиенных благочинный Тобольского округа отец Вадим отслужил молебен. Духовные песнопения поплыли над Тюремным замком, над колючей изгородью, устремившись к небесам.

Анна ЩЕРБИНИНА Юрий ПОПОВ (фото)