Медиакарта
7:20 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Закат Российской империи

Читайте книги. Читайте... Много написано о невероятном ПОЧЕМУ. Сотни, тысячи (быть может, сотни тысяч) найдено причин падения империи. Империи, что создавалась веками. Империи, начатой до Романовых, а при них расширившейся войнами на запад, север и юг, великими трудами и отвагой сделавшей громадный шажище на восток.

И вот ведь, рухнула-распылилась в нескольких годах революций и Гражданской войны. Возродилась потом, конечно, в виде империи Советской… Но отчего та, прежняя, Романовская не устояла.

А может, и причин искать не надо? Может, просто время пришло? Может, Тот, кого затем большевики-победители отменили, вдруг решил – быть Николаю Александровичу последним правящим из Романовых?

Как же так?

Россия, набиравшая ход развития в XIX веке, была передана под руку Николая II могущественным государством. И при нём поначалу никак не ослабела.

В 1897 году устроили всеобщую перепись, благодаря которой выяснилось, что под сенью крыл двуглавого орла проживает 125 миллионов человек. Как проживает?.. Да по тем временам вроде и неплохо.

Вспомним, что в том же году проведена была «николаевская» денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. Формально была она девальвационной (десятирублёвые империалы при том же весе получили номинал 15 руб­лей), но прошла успешно и экономику только укрепила. К 1913-му (этот год часто называют пиком развития) золотой запас России более чем на 100% обеспечивал ассигнации (Германия в то же время могла лишь на 50 % покрыть своим золотом бумажные деньги).

Переписью и финансами занимались в зиму. А летом 1897-го по желанию Николая II взялись решать «рабочий вопрос». Со второго июня на заводах запрещено было трудиться свыше 11,5 часов в обычные дни и 10 часов в субботу. Для США или Германии, где ещё за 10 лет до того активно вводилась 8-часовая норма, это, конечно, было неудивительно, но для России являлось прорывом.

К тому же фабрикантов, нанимавших больше ста рабочих, обязали организовывать бесплатную медицинскую помощь. К 1903 году разработали и внедрили «Правила о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев на производстве», согласно которому работодатель должен был выплачивать в случае увечья работника (ему или семье) пособие в размере 50-66% от прежнего содержания. В 1906 году допущено было создание проф­союзов. В 1912-м ввели обязательное страхование рабочих от болезней и несчастных случаев.

В 1885–1913 годы темпы рос­та промышленного производства составляли 4,5-5% в год. Активно возрастали объёмы добываемого угля и нефти. Развивались металлургия, лесная отрасль, химия, электротехника. В начале XX века попёрло вперёд машиностроение… Да вспомним же в конце концов, что это было начало эры гения авиастроения Игоря Ивановича Сикорского, который именно в России строил первые вертолёты и аэросани, а затем поднимал в воздух свои самые мощные в мире самолеты – «Русский Витязь» и «Илья Муромец». И железных дорог понастроили-повытянули с 44 тысяч километров в 1898 году до 70 тысяч к 1913-му, превзойдя в этом развитые страны Европы, отставая только от США. К 1912 году несказанно выросло производство пшеницы, ячменя, овса и даже кукурузы. Россия стала главным экспортёром зерновых. И мировые цены на пшеницу нового урожая формировались тогда исключительно после проведения Нижегородской ярмарки.

Восточная оплеуха

Дальний Восток чрезвычайно интересовал батюшку Николая Александра III. И сын активно включился в пока дипломатическое и экономическое противостояние с Японией, контролировавшей тогда Китай и прилегающие регионы.

В 1896 году Россия заключила договор с Китаем, что послужило началом строительства знаменитой КВЖД (Китайской Восточной железной дороги. Затем последовали договоры на аренду Порт-Артура (Люйшуня) и Дальнего (Даляня).

Японцы, претендующие как минимум на Маньчжурию, приняли дипломатический вызов. 24 января 1904 года было объявлено о разрыве отношений с Россией. И спустя два дня японский флот атаковал порт-артурскую эскадру. На следующий день (27 января) Николай II своим манифестом объявил Японии войну.

Бой на реке Ялу (погибло 600 русских солдат). Сражение под Ляо­яном (общие потери русской армии 19 000 человек). Сражение на реке Шахэ (более 5 000 убитых русских) и под Сандепу (почти 2 000 смертей с нашей стороны). Это первые баталии, которые, в общем, не выявили преимущества ни одной из сторон. Дальше было хуже… Кошмар под Мукденом и сдача Порт-Артура.

Та война стала цепью поражений и бед русской армии, привела к массе скандалов в военном ведомст­ве (некомпетентность генералитета, коррупция)… От той войны остались великие песни и вальсы – «Варяг», «Плещут холодные волны», «Раскинулось море широко», «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны».

Ещё одна песня родилась в те годы. После легендарного казачьего набега на портовый город Инкоу с востока в центральную Россию в 1905 году пришёл напев:

За рекой Ляохэ загорались огни, Грозно пушки в ночи грохотали, Сотни храбрых орлов Из казачьих полков На Инкоу в набег поскакали…

Ничего не напоминает?.. Да, конечно же, «Там, вдали за рекой» пламенного поэта-комсомольца Николая Кооля, написавшего свой текст двадцать лет спустя.

А потом, 14-15 мая 1905 года, было Цусимское сражение. В нём Русская эскадра потеряла из 38 кораблей 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта). Затоплены врагом или взорваны своими экипажами. В плен были захвачены 7 судов (4 броненосца, 1 миноносец, 2 госпитальных судна). В нейтральных портах японцы заблокировали до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта).

Россия проиграла это сражение, потеряв убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4 761 нижних чинов. В плен попало 7 282 человека, включая двух адмиралов. Эскадра погибла, и из 16 170 человек личного состава только 870 прорвались во Владивосток.

7 июля японцы захватили Сахалин, но в Маньчжурии русские держались и даже усиливали свои позиции. А вообще-то, истощены были обе противоборствующие стороны. И в конце концов 23 августа 1905 года в американском Порт­смуте при посредничестве президента США Теодора Рузвельта был подписан мирный договор. Японии были отданы южная часть Сахалина и арендные права на Ляодунский полуостров. Россия признала Корею японской зоной влияния… И это ещё мягко, гос­пода, отскочили.

Удар под ложечку

Из статистической справки: «Вследствие резолюции Вашего Высокопревосходительства относительно проверки помещенных в «Практическом Враче» числовых данных об убитых и раненых при террористических покушениях с февраля 1905 г. по май 1906 г., имею честь доложить, что, на основании отзывов местных властей, числовые данные по сему предмету представляются в следующем виде:

Генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников – 8; вице-губернаторов и советников губернских правлений – 5; полицеймейстеров, уездных начальников и исправников – 21; жандармских офицеров – 8; генералов (строевых) – 4; офицеров (строевых) – 7; приставов и их помощников – 79; околоточных надзирателей – 125; городовых – 346; урядников – 57; стражников – 257; жандармских нижних чинов – 55; агентов охраны – 18; гражданских чинов – 85; духовных лиц – 12; сельских влас­тей – 52; землевладельцев – 51; фабрикантов и старших служащих на фабриках – 54; банкиров и крупных торговцев – 29. Всего: 1 273». Какова цифирь, а? Это чуть более года. И это уже не точечный террор. Это революция.

Она началась… Да опять же, причин сотни (а, может, и тысячи). Спад промышленности, неурожай (а зерно-то усиленно гнали на экспорт!), расстройство финансовых дел, коррупция и этакое общее брожение в умах… А оно-то, брожение, мне кажется, главная причина крушения всякой мощной организации.

В общем, грянуло. Сначала 9 января 1905 года – Кровавое воскресенье. Забастовки в столице и тёмная фигура священника, проф­союзного лидера и, скорее всего, провокатора Георгия Аполлоновича Гапона.

С начала января он сеет в фабричной среде мысль – идти к царю с «Петицией о рабочих нуждах». И утром 9-го числа идут… 150 тысяч идёт к Зимнему дворцу. И их расстреливают у Нарвских ворот, у Троицкого моста, на Шлиссельбургском тракте, на Васильевском острове, на Дворцовой площади и на Невском проспекте. И по всему Питеру казаки и жандармы вовсю «работают» шашками да нагайками.

Можно считать, что ещё малой кровью обошлось при таком-то размахе – убито 96 человек (потом ещё 34 умерло в больницах), ранено около 300.

Гапон, ведший 50-тысячную толпу в священнической епитрахили, возглашал: «Если царь не исполнит нашу просьбу, значит, у нас нет царя» и «Вперёд, товарищи! Или смерть, или свобода!». Во время стрельбы были убиты его телохранители из рабочих. Сам же активист получил лёгкое ранение в руку.

Прятался затем, остриженный и переодетый, на квартире Максима Горького. Писал там послания к рабочим, а потом тайными тропами контрабандистов отбыл прочь и добрался до Женевы… Мотался по Европе, встречался (с кем только не встречался) с Лениным. В 1906 году вернулся в Россию и был задушен одним из былых сподвижников на даче Звержинской под Петербургом.

И завертелось

Пошла по огромной стране волна стачек. Бастовали студенты и рабочие. Негодовали в Риге и Варшаве. Опять же, грандиозное по размаху движение Иваново-Вознесенских ткачей.

14 июня 1905 года произошёл знаменитый бунт команды броненосца Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический». Мятежный броненосец прорвал блокаду и вышел в открытое море, но, оставшись без угля (да и продукты закончились), сдался румынским властям.

Разгорались межнациональные конфликты. В Курляндии началось движение Лесных братьев, выжигавших немецкие поместья, в Закавказье отмечены были многочисленные столкновения между армянами и азербайджанцами, активно вооружались бывшие тогда подданными российского императора финны.

18 февраля 1905 года был опубликован царский манифест, призывавший к искоренению крамолы. Началась работа по созданию Государственной Думы, коя была учреждена уже 6 августа. Но революцию было уже не остановить. В октябре «пошла всеобщая», и по стране забастовало более 2 мил­лионов человек!

Манифестом от 17 октября народу даровались гражданские свободы (неприкосновенности личности, свобода совести, слова, собраний и союзов). Общественная жизнь взбурлила не на шутку. Высшей точки накала достигли и беспорядки.

Уличные бои шли на окраинах Москвы в период с 7 по 18 декаб­ря. В это же время революционные боевики вели перестрелки с правительственными войсками в Ростове-на-Дону. В Екатеринославе рабочий район Чечелевка был взят под контроль восставшими и объявлен Чечелевской республикой. В Харькове палили почём зря, да и много ещё где.

Помалу большая смута всё же стихла. Но и в 1906-1907 гг. продолжались стачки, крестьянские набеги на помещичьи усадьбы, куражился бессарабский бандит Котовский (арестован в 1907 году), нередки были случаи мини-восстаний в армии и на флоте.

Правительство прибегло к репрессиям и взяло контроль над страной в свои руки. 3 июня 1907 года Николай II распустил Думу второго созыва, в которой заседало немало излишне шумных депутатов. В стране наступило спокойст­вие (грозное, впрочем, спокойст­вие). А день 3 июня историки считают последним днём Первой русской революции.

Дмитрий КАРАСИЕР