Мир вокруг нас устроен очень просто. Подлесок растёт, набирает силу под сенью старых деревьев, которые по прошествии срока иссыхают на корню и ложатся, открывая молодым небо. Человек не так мудр. На свою смену смотрит ревностно и уверен, что молодёжь непременно «профукает» всё, что создано дедами и отцами.
Когда-то так поглядывали на меня, а теперь уж и я, читая-просматривая творения молодых журналистов, скептически напеваю из Гребенщикова: «Где молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли?.. Её нет, нет, нет...»
Но она, конечно же, есть.
Ирина Горбунова в специальном представлении не нуждается – девушка работает в телекомпании «Тобольское время», что называется, «на виду». К тому же работает так, что обойти вниманием её репортажи невозможно. Когда в эфире Горбунова, то это всегда интересно и неожиданно. Причём, молодой журналист никогда не грешит экспериментированием ради самого процесса, не делает «по-другому» только лишь для того, чтобы быть не как все. Она просто живёт так – в другом измерении, по иным жизненным законам, согласуясь с какими-то неведомыми большинству из нас правилами.
Наши журналистские тропы часто пересекаются, но вот спросить Ирину про те «измерения», «законы» и «правила» никак не удаётся. Что ж, попробуем «поболтать за жизнь» посредством Интернет-переписки.
– Откуда ты вообще появилась такая… Неожиданная?
– Из славного нашего «старого» роддома. Мама рассказывала, как вместо того, что бы дитя рожать, отгоняла от себя нетрезвую акушерку и ругалась, чтобы она не прикасалась к ней. Я крупным ребёнком родилась. При родах сломали ребро и ключицу, до сих пор выпирает чуток. Так что за жизнь боролась с самого рождения. Маме своей благодарна, она сильная.
– Стало быть, порывы к творчеству как символ тяги к жизни?
– Символ самой жизни. В старшей группе детсада организовала кукольный театр, и понеслось. Только и занималась, что «театром» и «писательством». Была такая… Творческая натура – вдумчивая и лиричная, глазки блестят и внутрь себя глядят.
А потом такая во мне тяга к реальной жизни проснулась. Чтобы не на сцене изливаться, а жизнь вокруг себя менять и творить.
– Ага… А можно её менять и творить? Жизнь-то?
– Можно. Проверяю это на себе, на своей жизни и на данный момент – никаких «против». Я уверена – все процессы управляемы. Только сейчас никому не надо, чтобы люди сами своими жизнями управляли.
Вот мы слышим каждый день: цены на нефть выросли, хлеб подорожал, СССР распался и так далее. Какой-то бесчеловечный мир получается, не кажется? Как-то всё само собой, а люди не при чём совершенно. А в связи с чьими действиями дорожает нефть, а кто участвовал в расчленении СССР? В связи с чьими действиями происходит то или другое? Кто способствует, кому выгодно? Сразу мир наполняется конкретными людьми.
Так можно (а я считаю, нужно) брать любое явление, ставить существительное, и сразу прояснится суть самого процесса. И главное – появятся конкретные решения проблемы. И в собственной жизни давно пора правильно вопросы перед собой ставить. Хоть с самим собой да честным быть.
– Честным? Вот ты работаешь на ТВ, а ведь эту «штукенцию» как только не называют…
– Все СМИ, и телевидение в том числе, выставляют сейчас злом. «Дебилизатор», «зомбоящик» – это вторые имена телевизора. Вся злость общества на то, что что-то не получается, сбрасывается на коробку с пикселями. А ведь телевидение (печать, радио, Интернет) – это только средство. Возможность что-то сказать и показать. Это как топор, которым можно либо дом срубить, либо головы сносить. ТВ – средство, и каждый зритель может использовать его для достижения своих целей. Найти нужную информацию, интересное и важное для себя – это сделать можно, уверяю вас, не всё зацвело ложными идеалами и обманом.
Да только ТВ сейчас как симулятор жизни люди используют, культура так приучает их (люди, которые формируют эту культуру и которым выгодно это). Пришли с работы, пережили с «ящиком» бурю эмоций и по кроваткам. Вот вам и жизнь бурлящая. А потом разочарования и ваши, Дмит-рий, вопросы про «штукенцию».
Телевидение надо использовать, как способ получения важной вам информации, а не как протез для собственного мозга. Есть хорошая документалистика на экране, качественные научно-популярные программы. Канал «Культура» – как лекарство для мыслей после суматошного трудового дня.
Здесь один главный шаг – взять на себя ответственность за свою жизнь, самим разбираться.
– А ты как попала «в ящик»?
– Проверенным дедовским способом. Через писательские тернии. Журналистикой занялась с 10-го класса – молодёжный пресс-центр. Поступила в Тюменский универ на заочное. Надо работать, на практике щупать – пришла в офис «Тобольского времени» и сказала: «Берите меня, буду бесплатно работать, только дайте научиться». Взяли, но слово не сдержали… – деньги заплатили. Так и тружусь. И учусь. Теперь понимаю: всё правильно, журналистика – это практика и только практика, в аудитории этому не научишься. Телевидение стало верным способом для развития. Здесь всегда ориентир на людей осознанных, тех, что мыслят и на практике проверяют. С каждым человеком – расту и расширяюсь. Что дальше будет – я ещё не вижу чётко Я эту жизнь ещё «щупаю». Сейчас чувствую – появляются чёткие образы, собственный образ. Может и в профессиональной деятельности всё сов-сем в другую форму перерастёт.
– Твоё отношения к современным молодёжным движениям. Не много ли идеологии?
– Корабль плывёт. Самолёт летит. Человек идёт. Всё это – движение к определённой точке, к цели, образу. У человека есть мечта, цель, к которой он стремится. У общества есть свои идеи, у государства – план стратегического развития. Без этого каждый будет только топтаться на месте. При этом цели должны быть конкретными. Не поедет машина в некий «славный город, где все добрые» – машина поедет по конкретным координатам.
И люди без координат болтаются, и ветром их колышет. Так было с теми, кто рос после распада СССР. Я тогда была ещё школьницей, но помню, что и отдельные люди, и общество выглядели сиротами. А потом в массы забросили множество чужих идеалов, и люди, за неимением своих, хватали, что дают.
Тогда появился этот образ отрицания – «мама анархия» и нет у меня Родины. Закинули ещё образ «папы Запада» – галстуки, портфельчики из тонкой кожи, женщины-боссы. Возникла и другая крайность – нездоровый патриотизм. Нездоровый он потому, что в это понятие вкладывают отрицание всего «не нашего», на борьбу толкают. А борьба – процесс бесконечный и бесцельный. Не лучше ли создавать, развивать свой род.
Но это понимание до молодёжи доносить надо. Это и может составить идею для неё и для общества. А то всё поверхностно… Заинтересовался патриотизмом, так начни с изучения языка родного, построй семью – здоровую и крепкую, что бы дети с трепетом «Россия» говорили. Пошёл в политику – разберись с законами, кто и как их творит. Но это немного сложнее, чем размахивать флагом, смаковать пороки в других народах и лозунги с трибуны произносить.
А вообще, если о молодёжи, то ей часто ярлыки и диагнозы приписывают. А делать-то что? Давайте подумаем, откуда это в нашей молодёжи и как это направить в созидательное русло. Чего проще-то? Ведь ребёнку в самом начале надо дать только одно: метод различения – вредного и полезного. И всё, он сам разберётся вам на радость.
Такие вот получились «избранные места из переписки с Горбуновой». Признаться, ожидал, что разговор получится более весёлым, но Ирина на сей раз решила быть серьёзной. И в этом вся она – очень живая, непосредственная, неформальная и при этом предельно сконцентрированная на некой своей идее.
Она твёрдо знает, что окружающий мир можно изменить. Она уверена в своих силах и утверждает, что хороших людей больше, чем сволочей. Она надеется на себя, рассчитывает на окружающих и верит в каждого. Ей всего-то двадцать два года, и завтрашний день принадлежит таким, как она.
Возможно, день этот будет светлее, чем сегодняшний.
Дмитрий Карасиер
Юрий Попов (фото)