Медиакарта
20:47 | 30 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

О Крещении

Праздник Богоявления или Крещения Господня, является древнейшим христианским праздником.

Отмечается он 19 января (6 января ст. стиль) и посвящен крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Тропарь, глас 1

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Являйся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе»

Многие люди по примеру Иисуса Христа прошли через обряд Крещения.

Что дает таинство Крещения христианину?

Начнем с его названия.

По-гречески оно звучит так:

«В аптисма», - что значит погружение в воду, мытье или омовение.

Греки в своем языке отразили действие крещения, а вот славяне подметили его дух. Их особо умилило то, что при совершении этого таинства человека многократно осеняют крестным знамением, а потом на него возлагают и сам крест, потому и назвали этот священный акт крещением.

Погружение в воду или обливание известно давно.

У всех народов древности – халдеев, финикийцев, египтян, персов, греков, римлян – оно связывалось с физическим и нравственным очищением. У римлян новорожденных обмывали в воде в восьмой или девятый день после рождения и только потом давали имя.

Омовение существовало и у евреев незадолго до появления христианства. У них для новообращенных – прозелитов из язычников, оно заменяло обрезание. После крещения новообращенные получали доступ к святыням Храма.

Для христианства Крещение – это погружение в смерть и воскресение Христа. Эта основная идея таинства Крещения присутствует уже в книгах Нового Завета.

В Новозаветных книгах Крещение называется еще «очищение» в смысле прощения грехов и освящения, «спасение», «печать», «просвещение», «помазание», «новое рождение».

Рассуждения о Крещении преподобного Симеона Нового Богослова (+1022 г):

«Люди крещаются в воде, погружаются в нее и вынимаются из нее три раза, во образ тридневного погребения Господня, и после того, как умрут в ней, всему этому злому миру, в третьем вынутии из нее являются уже живыми, как бы воскресшими из мертвых, т.е. души их оживотворяются и опять приемлют благодать Святого Духа, как имел ее и Адам до преступления. Потом крещеные помазуются святым миром и посредством его помазуются Иисусом Христом и благоухают преестественно.

Сделавшись таким образом достойными того, чтобы быть общниками Бога, они вкушают плоть Его и пьют кровь Его, и посредством освященных хлеба и вина соделываются сотелесными и сокровными воплощемуся и принесшему Себя в жертву Богу». (Симеон Новый Богослов, прп. Слово первое // Слова. М., 1892 г. Вып. 1, стр. 24-25).

«Тут бывает так, - говорит святитель Феофан Затворник (+1894 г. ) – как если бы кто приготовил такой химический состав, который, когда опустят в его нечистое белье, тотчас растворял бы всякую нечистоту: только погрузи в него, - и всякая нечистота исчезнет». (Феофан Затворник, свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла к Римлянам. М., 1890 г. С. 331-332).

Но надо помнить, что умирание греху в крещении не происходит механически. Все совершается с участием самого человека. От него требуется воля и решимость. Суть умирания греху всегда одна и та же – отвращение от него и ненависть к нему. А произойти это может только в духе и сердце самого крещаемого.

Об этом постоянно напоминали богословы и выдающиеся проповедники Церкви. Достаточно будет двух красноречивых примеров.

Один – из поучений святителя Кирилла Иерусалимского (+386 г.), и второй – из слов преподобного Симеона Нового Богослова (+1022).

«Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая нерушимая печать, колесница в небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления. Впрочем, змий при пути стережет мимоходящих, смотри, чтобы не уязвил тебя неверием. Он видит столь много спасаемых, и ищет, кого поглотить.

Водвори в себе веру, имей твердую надежду, обувь крепкую, чтобы пройти тебе мимо врага и взойти ко Владыке.

Приготовь сердце твое к принятию учения, к общению Святых Таин.

Не будь празден ни днем, ни ночью, но лишь сон спадет с очей, ум да воспрянет на молитву. И ежели почувствуешь, что входит в него злой помысл, возбудив себе спасительное воспоминание суда. Займи ум поучением, чтобы забыл он гнусное…».

(Килилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное (№16) // Поучение. М., 1900 г. С. 10-11.). «Те… которые восприняли Бога делами веры и, быв возрождены Духом, наименовались богами, видят Его Самого – Отца их, всегда обитающего во свете неприступном, имея Его обитателем, живущим в них самих, и сами (взаимно) обитают в Нем – совершенно неприступном.

Это есть истинная вера, это дело Божие, это печать христианства, это Божественное общение, это сопричастие и Божественный залог, это есть жизнь, это царство, это одеяние, это хитон Господень, в который облекаются крещающиеся верою, не в неведении, говорю тебе, и не в бесчувствии, но через веру и с чувством и знанием…» (Симеон Новый Богослов прп. Гимн 47. О богословии и о том, что не изменившемуся чрез причастие Св. Духа и не сделавшемуся с познанием Богом по усыновлению непозволительно учить людей вещам Божественным// Божественные гимны. М., Сергиев Посад, 1917. с. 221).

В чине крещения есть один момент, который без объяснения часто непонятен и смущает многих людей, это чин отречения от сатаны – изобретателя греха, как метко назвал его святитель Григорий Нисский (+395). Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология святителя Григория Нисского. М., 1999. с. 548, 551).

Святитель Григорий часто именно так называет диавола.

Происходит чин отречения от сатаны перед водным крещением. Здесь произносится формула, в которой человек отрицается сатаны, и всех дел его, и всего служение его, т.е. всяких контактов с виновником нашей погибели, ибо он есть смерть и изобретатель смерти. А значит, такой человек обещает отвратиться от греха и возненавидеть его.

«Этот обряд, - пишет известный богослов и проповедник протоиерей Александр Шмеман (+1983), - а также непосредственно следующее за ним исповедание Христа, обычно совершался в Страстную Пятницу или в Великую Субботу. Таким образом, оба обряда составляли конец и завершение приготовления к крещению. В настоящее время они совершаются сразу же после изгнание нечистых духов (экзорцизма)…

«…Страшной правда состоит в том, что подавляющее большинство христиан попросту не видит присутствия и действия сатаны в мире и поэтому не испытывает нужды в отречении «от дел его и служения его». Они не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего идеи и ценности сегодняшней жизни и формирующего, определяющего и порабощающего их жизнь в гораздо большей степени, чем открытое идолопоклонство древнего язычества…

Они не понимают, что такие, по видимости, положительные и даже христианские понятия, как «свобода» и «освобождение», «любовь», «счастье», «успех», «достижение», «рост», «самоусовершенствование» - понятия, которые формируют современного человека и современное общество, - могут на самом деле не соответствовать их действительному значению и быть орудиями «зла».

А сущность зла всегда была и есть гордыня… Правда о современном человеке» заключается в том, что… прежде всего есть существо, полное гордыни, сформированное гордыней, поклоняющееся гордыни и ставящее гордыню на первое место в своей шкале ценностей.

«…Таким образом, отречься от сатаны не значит отвергнуть мифическое существо в чье существование даже не верят. Это значит отвергнуть целое «мировоззрение», сотканное из гордыни и самоутверждение, из той гордыни, которая похитила человеческую жизнь у Бога и погрузила ее во тьму, в смерть и ад…» (Шмеман Александр, прот. Приготовление к крещению // Водою и Духом: О Таинстве Крещения. Париж, 1986. С. 35-39).

«Когда, - поясняет святитель Феофан, - в этом духе отвращения и ненависти к греху человек погружается в купель, тогда благодать Божия нисходит внутрь его и закрепляет это расположение и решение воли и дает им силу, живую и действенную. Крещеному все прежние грехи прощаются, а от будущих грехов его будет охранять нисшедшая в него сила крещения. Теперь он воистину мерт греху».

(Феофан Затворник, свт. Толкование первых восьми глав послания святого апостола Павла и Римлянам с. 332).

В таинстве св. Крещения мы получаем благодатную силу, свободную от власти греха, т.е. получаем возможность бороться с грехом в самих себе. Силы же для этой борьбы мы получаем в св. таинстве Миропомазания. Если же мы грешим после своего крещения, это значит, что мы зарываем в землю данные нам от Бога в этих двух таинствах духовные дары и становимся сугубо грешными, как оскверняющие данную нам благодать».

(А.Ш. Источник бессмертия. Париж, 1970. с. 57-58).

О продолжительности действиия таинства и в Православной и в Католической Церкви высказываются два мнения: благодать крещения либо простирается в вечность, либо сохраняется до смерти человека независимо от образа жизни человека на земле.

«..Ибо может Бог и неверного соделать верным (есть только сей отдаст ему сердце свое), и изгладит осуждающее нас рукописание. Да предаст Он забвению прежние грехи ваши, да насадит вас в Церковь, и да изберет вас в воинство Свое, облекши во оружие правды; да исполнит небесными вещами Нового Завета, и да запечатлеет печатию Святого Духа, нерушимою во веки, во Христе Иисусе, Господе нашем». (Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное №17 // Поучение. М., 1900. с. 12).

А преподобный Серафим Саровский (+1833) полагал, что благодать таинства Крещения и Миропомазания действует только до смерти человека:

«Что же может быть выше всего на свете и драгоценнее даров Святого Духа, ниспосылаемых нам свыше в таинстве Крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека еретика не отъемлется до самой его смерти, т.е. до срока, обозначенного свыше по промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле – на что, де, он годен в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить? И если бы мы не грешили, то во веки пребывали бы святыми, непорочными и изъятыми от всякой скверны плоти и духа угодниками Божиими…».

(Беседа преподобного Серафима о цели христианской жизни // Концевич Е. Преп. Серафим Саровский чудотворец. Forestville 1981. С. 95).

По общему же мнению отцов и богословов печать таинства простирается после смерти в вечность.

В качестве вещества для крещения всегда использовалась вода. С ней человечество соединяло понятие о животворной, возрождающей силе, которая могла реально воспринимать благодатную энергию Святого Духа.

Но одной только воды недостаточно. Нужно еще призывание имени Триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа.

С древнейших времен в Церкви крещение совершается формулой: «Крещается – имерек – во Имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

Формула эта была строго узаконена уже в самых ранних канонических сборниках Церкви.

Об очистительной силе Божией, которая коснулась души и тела крещаемого, замечательно сказал святой Иоанн Златоуст:

«…Благодатное омовение… делает чистыми тех… которые коснулись мертвых дел. Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих Божественных струй чище лучей солнечных… Как искра, упавшая в необъятное море, тотчас угасает, и поглощенная множеством воды, становится невидимою; так и вся человеческая порочность, погружаясь в купель Божественного источника, потопляется и исчезает скорее и легче той искры… Она (купель) не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от погрешений, но делает это так, что мы как бы снова рождаемся».

(Иоанн Златоуст. свт. Слово первое (№3) // Творения. Т. 2. КН.1: Слова огласительные, с. 252-253).

В Православной Церкви вслед за Крещением сразу же следует другое таинство – Миропомазание.

«Миропомазание есть такое таинство, через которое преподается крестившемуся Святой Дух; или полнее и раздельнее сообщаются христианину, при помазании частей его тела освященным миром, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого», благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания в духовной жизни».

(Макарий, архиепископ Харьковский. О таинстве миропомазания /// Православно-догматическое богословие. СПб. 1857. Т. 2., с. 265).

«Миро – важнейшее из всех освященных масел в Восточной Церкви. Оно состоит из почти 60 благовонных веществ и экстрактов.

Его приготавливают в первые три дня страстной седмицы и освящают в Великий четверг после Божественной Литургии. В Константинополе освящение мира совершается каждые десять лет… Патриархаты Московский, Румынский, Сербский и Болгарский освящают миро самостоятельно…».

«…Святое миро пробуждает к новой жизни. Оно приводит одновременно в действие ту или иную духовную силу, либо несколько сразу, в зависимости от того, насколько восприимчивой стала душа в этом таинстве». (Цит. ПО: Dumitru Staniloae 1995. Bd. 3. S. 58).

«Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в Крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны – это зависит от нашей воли и заботливости».

Святитель Иоанн Златоуст

Автор: Подготовила Людмила КОЛОТУШКИНА, прихожанка Церкви Святого Прокопия Устюжского