Медиакарта
6:24 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Провинциальный дебют

Свершилось. Состоялось. Произошло. На новой сцене Тобольского драматического театра сыграна премьера! Аплодисменты.

Аплодисменты потому, что премьера. Аплодисменты потому, что на новой.

Официального открытия теат­ра после реконструкции пока не произошло, и формально это была не премьера, а так называемая сдача (полностью готовый спектакль постановочная группа показывает заказчику). Но такой праздник, как первая постановка в новом театральном доме, невозможно проводить тайно. На техническую, в общем-то, процедуру были приглашены зрители.

Давали (выражаясь в традициях времён драматурга Ленского) водевиль «Лев Гурыч Синичкин», который этот самый Ленский в 1839 году и написал. Эта переведённая французская пьеска, известная ещё как «Провинциальная дебютантка», – самый, пожалуй, популярный русский водевиль.

Материал, стало быть, для входа на новую сцену выбран надёжный, проверенный временем, испытанный на многих поколениях зрителей. Опять же история отца и дочери Синичкиных – история из жизни провинциального театра. И даже исторически можно привязать «Льва Гурыча» к театру тобольскому. Скрепы (куда ж без них) не очень очевидные, но имеются.

Героиня водевиля Лизонька рвётся на сцену и дебютирует, наконец, в постановке, в которой современники легко опознавали трагедию Августа фон Коцебу «Испанцы в Перу». Ну вот вам и «тобольский след» – известно, что знаменитый драматург Коцебу был в 1800 году сослан в Сибирь, побывал в нашем городе и даже посетил местный театр, отметив потом (будем уж честны), что пьесы его «играются очень часто, но довольно впрочем плохо в театре в Тобольске».

А вот и ещё. Есть в водевиле персонаж – нелепый такой драматург Борзиков. В первых редакциях звался он другой фамилией – Лошадка. Почему? Дело в том, что главным конкурентом Дмитрия Тимофеевича Ленского на российском рынке пьес был Фёдор Алексеевич Кони. А супругой того Кони была актриса Сандунова. И было у них два сына. Один, как водится, юрист (великий правовед – Анатолий Кони), другой совсем на­оборот. Евгений Кони был уличён в уголовных преступлениях (подлог и растрата чужих денег) и сослан за то в Сибирь. И матушка его, Ирина Семёновна Кони-Сандунова, отправилась за ним и с 1882 по 1886 год состояла в Тобольском драматическом обществе, участвуя в спектак­лях местных любителей.

Вот видите, сколько всего вспомнилось, пока в томленьях грусти и надежды бродил я средь шумной суе­ты театрального фойе, ожидая первого звонка. Первого звонка новой эпохи первого театра Сибири. Эпоха, надо заметить, выглядела на славу. Из битвы реконструкции ТДТ вышел не то чтобы обновлённым – совершенно иным. Подробно расписывать здесь, что да как, не стану – полагаю, каждый из вас, дорогие друзья-читатели, найдёт время на то, чтобы увидеть всё своими глазами (а посмотреть, поверьте, есть на что).

И вот театр уж полон… И в ложах (да-да, в Тобольском драматическом снова есть ложи) блещет улыбкой кто-то, очевидно, самый важный… И, взвившись, занавес шумит.

Но спектакль не начинался. Для того чтобы приветствовать зрителей, на сцену поднялись представители Ассоциации театров Урала Михаил Сафронов (Екатеринбург), Анатолий Пичкалёв (Пермь) и Василий Пустыльников (Тюмень). Гости, не скрывая восхищения от увиденного в Тобольске, пожелали нашему театру «благоденствия ещё на 300 лет».

А там и водевильная энергия, скопившаяся в закулисье, хлынула на сцену. Известный своим пристрастием к искусству, точнее – к актрисам, князь Серж Ветринский, прикрывающий пустоту души гусарским ментиком, начал нехит­рую интригу свою. И провинциальный актёр Синичкин, тридцать семь лет представлявший на сцене царей, закрутил авантюру, дабы добиться дебюта для дочери Лизочки. И монументальная прима местного розлива Сурмилова величественно повела пышными… юбками. И содержатель театра Пустославцев взмахнул плетёным бичом, что твой Карабас-Барабас. И ….

Да история-то Льва Гурыча всякому известна, и чего здесь пересказывать её. Режиссёр Поляков сделал её для Тобольского театра XXI века по-поляковски крепко, основательно и, я бы сказал, увесисто. Не тяжело, но именно – увесисто, он умеет этак-то. Так корабелы прошлого прошивали-проклёпывали корпуса судов, превращая отдельные листы броневой стали в непобедимые дредноуты. Но не пугайтесь сего пассажа. Режиссёрская горячая ковка-склёпка МихалДавыдыча – процесс внут­ренний, рабочий, репетиционный. Зритель же получает «на выходе» спектакль лёгкий, как фрегат, и весёлый, как ботик Петра I.

В новое здание театр вошёл с новым художником. Ольга Трофимова – этот человек достоин отдельного представления (и будет так, обещаю). А пока скажу лишь – спасибо, Ольга. За лаконичную и очень убедительную сценографию, за костюмы, очень живые, настоящие.

Качество света, звука и новые технические возможности машинерии не были сполна продемонстрированы в ходе премьеры. Это не беда, и мы, зрители, конечно, подождём. Впрочем, великолепие глубины сценической коробки зрители сумели оценить во время апофеоза – сцены дебюта Лизоньки Синичкиной.

И, конечно, вопрос, интересовавший многих театралов: сохранит ли кардинально обновлённый зал свои акустические свойства? Немало примеров, когда новые либо реконструированные театральные здания становились «глухонемыми» и актёров со сцены без специальной подзвучки расслышать было невозможно. В нашем, тобольском, случае всё прошло гладко. Несмотря на то, что объём сценической коробки вырос в два раза, а в зале появились ложи и технические ниши, «слышимость» по-прежнему прекрасная.

Так что зрители слышали всё и видели любимых артистов на новой, но всё-таки родной сцене во всей красе. Это был праздник. Это, как и у героини водевиля Лизоньки, был дебют.

И на финальный поклон они выходили с сияющими глазами. Опытные артисты и театральная молодёжь были, казалось, одинаково ошеломлены великим счастьем. Счастьем театрального дебюта.

Дмитрий КАРАСИЕР

Дмитрий АЛФЁРОВ (фото)

Теги: театр