Медиакарта
18:08 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вечные связи

Украина… И все вокруг стали вдруг экспертами в вопросах геополитики, экономики, лингвистики, этнографии и современного вооружения. Все рассуждают, просчитывают и прогнозируют.

А мы вот не будем – разбираться во всём этом должны всё-таки профессионалы. Просто вспомним. О чём? Да хотя бы о том, как появился в Тобольске (во всей Сибири, стало быть) театр. Доподлинно известно, что начал это, считающееся тогда не совсем богоугодным, дело митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский).

В январе 1702 года во исполнение указа Петра I посвящён он был посвящён в сан и отправился в Тобольск – крепить веру в краях наших. Филофей вводил в корабль православия население земель протяжённостью 10 000 вёрст в длину и 3 000 в ширину, на которое приходилось к началу XVIII века не более 160 церквей.

И просветительство заключалось не только в миссионерстве и возведении храмов из тверди (а на момент ухода его с митрополитства таковых насчитывалось уже 448). В 1703 году Филофей открыл в Тобольске славянско-русскую приходскую школу, каковых имелось тогда всего лишь четыре на Руси – в Киеве, Чернигове, Ростове и Москве. И тогда же митрополит привнёс в тобольскую жизнь особый жанр – театр семинаристов.

Митрополит был большим любителем нравоучительных зрелищ, полагая, что они немалое подспорье оказывают в духовном просветлении паствы да и самих «артистов» (ученики школы таким образом приучались к свободному произношению проповедей и речей). В «Сибирской летописи» от 1727 года, сохраняемой сегодня в библиотеке Тобольской духовной семинарии, есть такие слова: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал».

Видный церковный деятель, историк и литератор XIX века Александр Иванович Сулоцкий, описывая деятельность митрополита, считает, что это «делал» предполагает либо сочинение комедий, либо работу по их сценическому воплощению. Таким образом, Филофея можно назвать первым сибирским «режиссёром». «И, когда должно на комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор благовест производил, а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами» (из летописи). Комедии те, естественно, ограничивались исключительно духовными темами. Это были аллегорические пьесы «Царство мира», «Торжест­во мира», «Ревность православия».

В 1709 году митрополит Сибирский и Тобольский оставил свой пост по болезни и занялся исключительно миссио­нерской деятельностью. В 1717 – 1720 гг. Филофей вновь управлял епархией в ожидании нового преосвященного. Скончался в Тюмени в 1727 году схимонахом, и похоронен в Троицком монастыре «пред дверьми церковными по левую руку». Сибирский митрополит и «страстный любитель живых образных представлений» завещал похоронить себя у входа в собор, чтобы «мимоходящие попирали прах его ногами».

А теперь скажите, вам важно знать, что сей человек, немало потрудившийся, поднимая сибирскую духовную целину, родился в городке Кролевец (ныне Сумская область, Украина)?

А то, что прославленный в лике святителей Иоанн Тобольский в миру звался Иоанн Максимович и родился в Нежине (Черниговская область, Украина)?

И то, что на черниговщине же (село Репки) родился Андрей Стаховский – митрополит Антоний, 20 лет просвещавший Сибирь и далее того (миссионеры при нём добирались до Камчатки, активно действовали в Китае)? И Антоний (Нарожницкий), основавший Тобольскую духовную семинарию, малоросс… Да и предшественник его, митрополит Арсений (Мацеевич), и митрополит Сильвестр (Гловатский), бывший после.

Этот список просветителей (во всех смыслах) можно дополнять и дополнять, но вернёмся всё-таки в театр. В наш Тобольский драматический. В эпоху трагическую.

1941 год. Война. В наш город прибывают первые эвакуированные. 5 нояб­ря 1941 года до Тобольска добирается Государственный украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой. И как записано в истории театра: «Тут в стародавньому місті Тобольську було поновлено професійну діяльність». Уже на следующий день, 6 ноября, украинцы играют музыкальную драму «Дай сердцу волю – заведёт в неволю», а 8 ноября – спектакль «Шёл солдат с фронта».

Впоследствии, подводя итоги полугодового пребывания в Тобольске, Б. Романицкий (худрук театра им. Заньковецкой) привёл цифры: «За этот период поставлено 185 дневных и вечерних спектаклей. Театром сдано в Фонд обороны 141 136 рублей. Ставили концерты, организовывали сбор вещей, устраивали лотерею в фойе театра. Бригада артистов выезжала на фронт». Всего за 22 месяца пребывания в Тобольске украинским театром было дано 542 спектакля, на которые продано 256 000 билетов.

15 октября 1943 года эвакуированный театр попрощался с тобольскими зрителями. Украинцы перебрались под Омск, в Тару, и здесь… Вот ведь опять – переплетение. В небольшом городке на левом берегу Иртыша жил тогда мальчик по имени Миша. Первым увиденным им настоящим театром был тобольский, добиравшийся в Тару по реке. А затем вот прибыл театр им. Заньковецкой, и подросший Миша стал заниматься в студии, образованной при нём. Режиссёр эвакуированной труппы Евгений Просветов обратил внимание на паренька и рекомендовал ему продолжить обучение. Паренёк послушался и стал артистом… Гениальным русским артистом Михаилом Ульяновым.

А украинцы вернулись. Произошло это в мае 2005 года. Тогда в рамках акции «Визитка из сороковых», приуроченной к празднованию 60-летия Победы в Великой Отчественной войне, артисты Национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой, с 1944 года работающего в Львове, провели гастроли в Тюмени, Тобольске и Сургуте.

И мы стали свидетелями невероятно трогательного свидания. На встречу с новым поколением украинских артистов пришли люди, помнившие их спектакли военных лет, у которых эвакуированные артисты были размещены на постой.

Тогда из уст одного из гостей прозвучала знаменательная фраза: «Тобольск – земля, сохранившая память об украинской культуре».

Вспоминаю всё это… И не хочу разбираться в геополитике, экономике, лингвистике и современном вооружении. Пусть этим занимаются профессионалы.

Дмитрий КАРАСИЕР