В нашей школе хранится необычный экспонат. Он похож на сумочку. Интересно, что это за вещь? Чья она? Какова её история и судьба её хозяина? Почему она находится в музейной комнате? Эти вопросы не давали мне покоя. Я решила просто узнать. И очень здорово, что нашему 10 «б» классу школы № 17 выпала честь найти человека, который пользовался этим планшетом. Поиск увенчался успехом.
Оказывается экспонат № 35 является офицерским планшетом Николая Евгеньевича Таскаева, старшего лейтенанта, ветерана Великой Отечественной войны. В 2004 году при первой встрече подарил его нам. К большому сожалению, Николай Евгеньевич не дожил до юбилейной даты. В 2010 году ему исполнилось бы 95 лет.
В ходе нашего исследования мы установили, что Николай Евгеньевич – отец Галины Николаевны Старовой. Она занимается становлением школьного музея. Галина Николаевна отозвалась на нашу просьбу и дала материал из семейного архива. Первым нашим вопросом был вопрос о планшете.
Наш планшет очень потёртый, ведь он прошёл всю войну и был очевидцем военных сражений, верой и правдой служил своему хозяину.
Рассматривая документы, старые фотографии, личные вещи, слушая рассказ Татьяны Михайловны, его жены и дочерей, мы узнали, что Николай Евгеньевич родился в 1915 году в селе Куларово Вагайского района Тюменской области в крестьянской семье – Михаила Яковлевича и Ульяны Никитичны Таскаевых. С 12 лет он рос без родителей. После окончания школы работал в колхозе, а с 1936 по 1938 год служил в рядах Красной армии в Благовещенске. После демобилизации женился и переехал в Тобольск, работал инструктором противовоздушной обороны.
– 9 августа 1941 года мой отец, – рассказывает Галина Николаевна, – призван Тобольским райвоенкоматом в ряды Красной армии, оставив на руках жены маленькую дочку.
Боевой путь Николай Евгеньевич начал командиром стрелкового взвода. В беседе с дочерьми Николай Евгеньевич очень часто и много говорил о войне. Хочу рассказать об одном эпизоде, который был опуб-ликован 27 января 1983 года в газете «Тобольская правда». Это было в июне 1943 года.
«Наши части стояли под Ленинградом. Противник занял очень выгодное место, укрепил его огневыми точками, а советские войска вынуждены были расположиться в лесисто-болотистой местности. Высоту необходимо было занять. Помню тот момент, когда стоял я перед командиром дивизии, полковником в штабе полка, и слушал задачу – любой ценой закрепиться на высоте 33.2.
И вот рота солдат уже готова к бою. Я как командир взвода тщательно подготовил операцию. Схемы, карту переднего края наступления, приказ командования, нанесённые на чертёж огневые точки аккуратно вложил в планшет. Главной в нападении была внезапность... Враг был сломлен. Бойцы и офицеры роты были отмечены за героизм, отвагу и мужество высокими наградами Родины».
За выполнение этой операции Николай Евгеньевич Таскаев награждён орденом Красной звезды, но был тяжело ранен и направлен в госпиталь, на лечении находился более месяца, затем вновь в свою войсковую часть. Пришлось участвовать Николаю Евгеньевичу в операции под кодовым названием «Искра», которая обеспечивала прорыв блокады Ленинграда и окончательное её снятие.
Ему очень запомнился ожесточённый рукопашный бой. Наступательный прорыв был так велик, что даже раненые бойцы не покидали боевых порядков и продолжали идти вперёд.
Главные силы дивизии шли на штурм под звуки «Интернационала», исполнявшегося духовым оркестром...
Падали убитые и раненые, те, кто не мог стоять на ногах, ползком, напрягая последние силы, старались помочь товарищам. Около миллиона жизней заплатил наш народ за то, чтобы «невская» твердыня» не досталась врагу.
27 января 1944 года 900-дневная блокада была полностью снята. Государство высоко оценило мужество и героизм защитников Ленинграда. Николай Евгеньевич Таскаев был награждён Орденом Отечественной войны I степени, медалью за оборону Ленинграда, тремя орденами Красной Звезды и другими наградами.
Дорогами войны прошёл и офицерский планшет. Он тоже был ранен. Он тоже воевал и получал награды. Это личная вещь была незаменимым спутником в тяжёлые военные годы.
Возвращение к мирной жизни после войны было сложным и мучительным. В первое время обычные жизненные события воспринимались как страшная война, которая приходила во сне. Давали о себе знать ранения.
В мирное время он, как и все, включился в трудовую жизнь. 30 лет он проработал в Тобольском отделении госбанка начальником инкассационного отдела. И даже после войны Николай Евгеньевич проявил военную смекалку. Вот сохранившиеся строки старшей дочери Людмилы из сочинения на тему «Герои в мирное время»:
«...Инкассационная группа во главе с моим отцом перевозила деньги из Увата в Тобольск по Иртышу. Произошла авария. И мешки с деньгами упали в воду. Мой папа мгновенно принял решение и бросился в воду, доставая один за другим мешки. Его наградили за спасение денег премией, которая оказалась очень нужной для нашей многодетной семьи...»
В послевоенные годы Николай Евгеньевич увлекся поэзией, писал стихи, а планшет был напоминанием о годах войны и, конечно, о Победе. Будущие строки стихов находились в дорогом для души планшете, как в поэтической копилке, и ждали появления на свет.
Его стихи печатались в городской газете, а к каждому празднику он дарил тёплые, сердечные поздравления своей семье.
Экспонаты, их история будет рассказывать нам, молодому поколению, о великой войне и сохранять память через годы.
Луиза Кульмаметьева