Ежегодные медосмотры разработали и внедрили ещё в советское время. Сначала благодаря им победили сифилис, снизили заболеваемость туберкулёзом, а, увидев пользу, стали регулярно наблюдать детей, беременных, рабочих, крестьян.
В планах было и введение всеобщих медосмотров. Не успели - власть сменилась. Но новые законы современной России не отменили диспансеризацию. Напротив, требования стали более жёсткими, а отношение к ней у большинства из нас почему-то сменилось на скептическое. Мы не идём к врачу ради профилактики, обычно поиск медицинской помощи начинается, когда болезнь в разгаре.
О пользе и проблемах диспансеризации мы сегодня поговорим с главным врачом областной больницы № 23 Людмилой БАРСУКОВОЙ.
- Людмила Леонидовна, диспансеризация населения проводится уже не первый год. Интересно услышать от Вас: насколько велика её необходимость, ведь многие профессии уже сопряжены с прохождением медицинских осмотров?
- Это мировая практика, и в других странах она вполне нормально воспринимается всеми гражданами. Там считается дурным тоном, если вы не прошли ежегодный медицинский осмотр. В России же всё наоборот, даже раз в три года люди не хотят убедиться, что они здоровы.
Диспансеризация, в отличие от проф- осмотров, в основном направлена на выявление факторов риска заболеваний или их проявлений на ранней стадии. А проверка состояния здоровья по профессиям учитывает лишь специфику работы человека и не охватывает большинство направлений медицины.
Мы постоянно контактируем с большим количеством людей, поэтому риск заболеть, например, туберкулёзом велик. А при диспансеризации можно вовремя его выявить, как и сердечно-сосудистые, онкологические, инфекционные и многие другие заболевания.
Выявляется и такое серьёзное заболевание как сахарный диабет. Сейчас для лечения последствий этой болезни на базе ОБ № 23 создан сосудистый центр, обслуживающий шесть районов области. Здесь проходят реабилитацию пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и больные, перенёсшие инфаркт.
- Центр был создан на основе какого- то отделения или это отдельная структура?
- К сожалению, для того, чтобы что-то открыть, нужно что-то и «урезать». Нам пришлось закрыть кардиологическое и неврологическое отделения, все эти больные сейчас лечатся в терапии. Немного сложнее стало пройти плановое стационарное лечение, но в связи с этим мы увеличили количество мест в дневном стационаре. То есть всё то же лечение можно беспрепятственно получить, будучи пациентом этого отделения.
Переход от стационарного к амбулаторному лечению - общероссийская тенденция. Многим пациентам намного проще посетить врача раз в день и, пройдя процедуры, вернуться домой.
Сразу хочу коснуться ситуации с хозрасчётным отделением. Очень много недовольных теснотой помещений и обслуживанием. Мы - единственный район, который для прохождения профосмотров выделил отдельное подразделение.
Помещение, в котором оно расположено, арендуем, поэтому о расширении площадей речи не идёт. Возможен лишь один выход - выделение другого помещения, и сейчас этот вопрос прорабатываем с главой города Вячеславом Смеликом.
Со следующего года начнётся капитальный ремонт поликлиники, мы хотим улучшить доступность наших услуг за счёт перераспределения площадей.
- Вернёмся к теме диспансеризации. Я знаю, что у больницы очень нелегко складываются отношения с работодателями. Скажем так, не прилагают они особых усилий для того, чтобы их работники проверили своё здоровье.
- Взаимопонимание между нами появилось буквально в последнее время. Первая задача работодателя - забота о здоровье сотрудников, но многие так не считают. Одни ссылаются на нехватку времени, другие - денег, несмотря на то, что процедура проводится бесплатно, за счёт средств ОМС.
- На недавно прошедшем совещании руководителей предприятий города Вы высказали предложение о проведении диспансеризации непосредственно по месту работы. Уже были заявки на эту услугу?
- Могу сказать, что 80% предприятий, чьи коллективы мы проверяем, изъявили желание пройти осмотр без отрыва от производства. Есть и те, кому удобнее посетить поликлинику, хотя и тут бывают проблемы с явкой. К примеру, диспансеризация детей и школьников привела к полной неразберихе. Нами был разработан и доведён до родителей график прохождения осмотров. Посещения были распределены таким образом, чтобы избежать очередей, - примерно по 30 ребятишек в день. Но всё пошло с точностью до наоборот: родители с детьми в назначенный срок не приходили, а потом являлись почти все в один день.
Аналогичная ситуация складывается и с очередями на приём к врачу. Уважаемые ялуторовчане, не нужно приходить к девяти часам в больницу, если у вас талон на двенадцать!
Я не говорю, что во всём виноваты пациенты, недоработки есть и у нас. Но порядок возможно навести лишь совместно. Очереди возникают и из-за нехватки кадров. Сейчас мы ведём работу по укомплектованию поликлиники терапевтами, думаю, к концу года сможем закрепить за каждым участком своего доктора.
- Людмила Леонидовна, с какими словами Вы бы хотели обратиться к тем, кто будет читать нашу беседу?
- Практически ни в одной стране мира не уделяется такого внимания профилактической медицине, как в России. Ничего подобного нет ни на благополучном Западе, ни в Европе. Правительство выделяет на диспансеризацию огромные средства. Хорошо бы нам научиться ценить это.
Любой автолюбитель знает, что ежегодный техосмотр автомобиля необходим. Так почему мы так же активно и сознательно не проводим ежегодный бесплатный медосмотр своего организма? Ведь вовремя узнав о проблеме со своим здоровьем, можно уберечь себя от многих проблем в будущем, а иногда и продлить свою жизнь. Предупредить болезнь намного легче, чем лечить её!
Евгений ДАШУНИН