Медиакарта
21:25 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Золотой «Иллюзион»

Золотой «Иллюзион»
14:51 | 07 августа 2014

В Доме детского творчества в этот вечер встречали… Новый год. Как в прошлые времена, лишь с поправкой в дате: не 30 декабря, а 4 августа. В день золотого юбилея руководителя детско-юношеского театра «Иллюзион» Павла Крекова.

Казалось, все, кто был на вечере (более 80 человек), находились в небольшом ступоре – от неожиданности происходящего, даже – невероятности. Ну, чего бы ради министру культуры Свердловской области, шесть лет назад уехавшему из города, в котором прожил-то 15 лет, возвращаться именно в день своего рождения, накрывать стол, созывать гостей, устраивать праздник?

А это как раз в духе Павла Крекова. Человека неординарного, многогранно талантливого, широкой и щедрой натуры. Он переполнен добрыми идеями, умеет отыскивать дарования, а потом им помогать, умеет дружить и быть благодарным.

– Тобольск для меня родной город. И дело не в количестве прожитых в нём лет, а в качест­ве. Здесь произошло, если угодно, моё профессиональное становление. Здесь в меня поверили, я в какие-то свои вещи поверил, наиболее полно реализовался, внутренне состоялся. Здесь веет родственным: жил мой прадед. Мои родители, приехав уже семидесятилетними, приняли его, моментально адаптировались. Брат Александр относится к Тобольску, как к своему родному городу…

Но и Крековы в Тобольске оставили неизгладимый след.

– Сегодня Тобольск стал интересен. Я помню многое ещё в проектах, сейчас увидел, что они реализовались: туристическая улица Ремезова, фонтан, Гостиный двор, дом, где когда-то были гороно и детдом, сквер Достоевского…

А ещё тоболяки быстро вспомнят, что Павел Креков был инициатором и зачинателем фестиваля «Лето в Тобольском кремле», грандиозных гастрольных программ, когда в Тобольск приезжали питерский Театр Антрепризы имени Андрея Миронова во главе с Рудольфом Фурмановым, «Мариинка», Николай Караченцов, Лариса Голубкина, Елена Камбурова, Даниил Крамер. Невооружённым глазом был виден подъём на более высокий профессиональный уровень работы городских творческих коллективов. А ежелетние поездки одарённых детей городских школ в Санкт-Петербург, на которые Креков изыскивал внебюджетные средства? Наконец, создание театра «Иллюзион» и его поразительные последствия. Вот об этом и речь…

Среди гостей, собравшихся в этот вечер в небольшом театральном зале Доме творчества, собственно тоболяков было менее половины. Большая часть – приезжие. Отовсюду. Это слетелись «иллюзионисты». Повзрослевшие, возмужавшие, состоявшиеся как личности. На несколько часов примчался на машине из Сургута врач-стоматолог Владик Брянцев. Вот сидит в пятом ряду Инна Третьякова-Фомина, довольно известный в Тюмени врач-гинеколог, кандидат медицинских наук, мать двоих детей. Максим Сусоев тоже в Тюмени, юрист по образованию, ведёт в школе театральную студию. Саша Кугаевский, закончив ТГУ, служит в аппарате Тюменской областной думы. Аня Захарова в Тюмени работает в финансовой сфере.

– Ребята выросли, кого-то увидел впервые за многие годы, – улыбается руководитель «Иллюзиона», – но практически всех бы узнал. Вот только Денис Шевченко – совершенно взрослый… дяденька. Да все уже взрослые – Игорь Балюнов, Дима Хорищенко, Денис Андрущик, Олесь Кислицын, Коля Зольников…

Клара Зимина, добрый гений «Иллюзиона», верный помощник Крекова, все годы так незаменимо создававшая домашний уют на сцене и за кулисами, и теперь открывает вечер. У истоков «Иллюзиона» стояли директор театра драмы Сергей Радченко и артист Николай Макаренко. Они тоже поздравляют, вручают многочисленные подарки, «медаль» Ершова. Актриса театра Наталья Пономарёва, изящно перебрав репертуар Вертинского, угодила-таки юбиляру своим трогательным исполнением «театрального» романса.

Но главное – впереди. На сцену один за другим выходят «птенцы гнезда Крекова». Уже – звёздные. Саша Бобров. Я вспоминаю маленького солнечно-рыжего мальчика с балалайкой на большой сцене «Синтеза». Сегодня он – артист театра на Малой Бронной. Уже имеет свой сайт, внушительный для его возраста список ролей в театре и кино. Можете посмотреть сами. Дима Кривощапов. Тоже окончил ГИТИС, актёр российского академического театра молодёжи, лауреат национальной премии «Арлекин». Юра Поляк, артист театра имени Вахтангова. Осенью на экраны должен вый­ти многосерийный фильм режиссёров Ускова и Краснопольского «Дом с лилиями», где Юра играет главного героя в юности. Коля Новопашин, артист театра Стаса Намина, много гастролирует, организует новые проекты, в том числе как музыкальный редактор на Втором канале российского телевидения. Они приехали из Москвы специально на юбилей своего учителя.

Володя Головнёв, младший сын известного учёного-антрополога Андрея Головнёва, теперь режиссёр документального кино, лауреат международных фестивалей – из Екатеринбурга. Алёша Ергалиев, журналист, уже 11 лет проработавший в эфире радиостанции «Красная Армия», пиар-директором занимавшийся развитием медиа-холдинга, 6 лет ездил по стране спортивным комментатором с Костей Дзю. Сегодня он открывает собственное дело – ресторанно-гостиничный бизнес в Тюмени. Не смог приехать Ваня Кандинов, несколько лет работавший в Кировском театре юного зрителя, переезжает в Санкт-Петербург по приглашению в труппу Андрея Могучего в БДТ имени Товстоногова.

Трудно всех перечислить. Вот впереди меня сидит Ирина Поспелова, которая была художником на всех спектаклях «Иллюзиона», приехала с севера. А в соседнем ряду – Настя Мальцева, тобольская журналистка, школьницей была причастна к «Иллюзиону». Ваня Лештаев много лет обеспечивал техническую сторону работы театра, а Галина Зимина и сегодня «на вахте» – то и дело включает видеоклипы, огромное количество которых они заготовили с юбиляром. Обо всех, кто был причастен к делу – смешных, серьёзных, ностальгических. Вновь на сцену выходит ансамбль «Гармония», а руководитель Ирина Рутковская, как всегда, с волнением переживает выступление своих воспитанников. Поёт новую песню Наталья Гусарова, все годы занимавшаяся с «иллюзионистами» вокалом. Олег Пешков – в смешанных чувствах: это те подростки, которых он приобщал к сцене, занимался принципиально важными вещами – снимал психологический зажим, вводил в театральную среду? Совсем уж скромно в предпоследнем ряду притихла в удивлении Галина Венгерская. Именно она все годы этих звёзд учила двигаться на сцене, прививала азы хореографии. И вот же что выросло!

Звёзды работали на этой маленькой сцене камерного зала так блистательно, с такой самоотдачей, так самозабвенно, а, отвечая на вопросы, смущались – и не звёзды вовсе, а… школьники. Пусть и бывшие. Но здесь их учителя, которым они обязаны многим. В том числе и путёвкой в жизнь. За что и благодарны безмерно.

– Провинциалами себя мы в Москве не считаем, но внутри – мы не москвичи, тоболяками остаёмся, – наперебой говорили мне Саша Бобров и Митя Кривощапов. – Стараемся помнить о своих корнях. И это питает нас в работе. Спасибо за это родному городу, всем, кто вложил в нас частицу себя.

Благодарил всех, завершая вечер, и Павел Креков. За то, что откликнулись на его приглашение, за то, что в своё время поняли его, помогали, иные на долгие годы стали единомышленниками.

– Вообще, интересные ощущения возникают: иду в театр, вижу своего ученика в главной роли – настолько волнительно для меня. – Павел Креков улыбается как-то внутрь себя. Через паузу: – И приятно. Приезжаешь в Москву, Саша Бобров контромарки даёт на спектакль, то Дима Кривощапов приглашает посмотреть новую вещь. И за всем этим – Тобольск…

От себя добавлю – и, окрылённые им, одарённые тоболяки.