В Доме детского творчества в этот вечер встречали… Новый год. Как в прошлые времена, лишь с поправкой в дате: не 30 декабря, а 4 августа. В день золотого юбилея руководителя детско-юношеского театра «Иллюзион» Павла Крекова.
Казалось, все, кто был на вечере (более 80 человек), находились в небольшом ступоре – от неожиданности происходящего, даже – невероятности. Ну, чего бы ради министру культуры Свердловской области, шесть лет назад уехавшему из города, в котором прожил-то 15 лет, возвращаться именно в день своего рождения, накрывать стол, созывать гостей, устраивать праздник?
А это как раз в духе Павла Крекова. Человека неординарного, многогранно талантливого, широкой и щедрой натуры. Он переполнен добрыми идеями, умеет отыскивать дарования, а потом им помогать, умеет дружить и быть благодарным.
– Тобольск для меня родной город. И дело не в количестве прожитых в нём лет, а в качестве. Здесь произошло, если угодно, моё профессиональное становление. Здесь в меня поверили, я в какие-то свои вещи поверил, наиболее полно реализовался, внутренне состоялся. Здесь веет родственным: жил мой прадед. Мои родители, приехав уже семидесятилетними, приняли его, моментально адаптировались. Брат Александр относится к Тобольску, как к своему родному городу…
Но и Крековы в Тобольске оставили неизгладимый след.
– Сегодня Тобольск стал интересен. Я помню многое ещё в проектах, сейчас увидел, что они реализовались: туристическая улица Ремезова, фонтан, Гостиный двор, дом, где когда-то были гороно и детдом, сквер Достоевского…
А ещё тоболяки быстро вспомнят, что Павел Креков был инициатором и зачинателем фестиваля «Лето в Тобольском кремле», грандиозных гастрольных программ, когда в Тобольск приезжали питерский Театр Антрепризы имени Андрея Миронова во главе с Рудольфом Фурмановым, «Мариинка», Николай Караченцов, Лариса Голубкина, Елена Камбурова, Даниил Крамер. Невооружённым глазом был виден подъём на более высокий профессиональный уровень работы городских творческих коллективов. А ежелетние поездки одарённых детей городских школ в Санкт-Петербург, на которые Креков изыскивал внебюджетные средства? Наконец, создание театра «Иллюзион» и его поразительные последствия. Вот об этом и речь…
Среди гостей, собравшихся в этот вечер в небольшом театральном зале Доме творчества, собственно тоболяков было менее половины. Большая часть – приезжие. Отовсюду. Это слетелись «иллюзионисты». Повзрослевшие, возмужавшие, состоявшиеся как личности. На несколько часов примчался на машине из Сургута врач-стоматолог Владик Брянцев. Вот сидит в пятом ряду Инна Третьякова-Фомина, довольно известный в Тюмени врач-гинеколог, кандидат медицинских наук, мать двоих детей. Максим Сусоев тоже в Тюмени, юрист по образованию, ведёт в школе театральную студию. Саша Кугаевский, закончив ТГУ, служит в аппарате Тюменской областной думы. Аня Захарова в Тюмени работает в финансовой сфере.
– Ребята выросли, кого-то увидел впервые за многие годы, – улыбается руководитель «Иллюзиона», – но практически всех бы узнал. Вот только Денис Шевченко – совершенно взрослый… дяденька.
Да все уже взрослые – Игорь Балюнов, Дима Хорищенко, Денис Андрущик, Олесь Кислицын, Коля Зольников…
Клара Зимина, добрый гений «Иллюзиона», верный помощник Крекова, все годы так незаменимо создававшая домашний уют на сцене и за кулисами, и теперь открывает вечер. У истоков «Иллюзиона» стояли директор театра драмы Сергей Радченко и артист Николай Макаренко. Они тоже поздравляют, вручают многочисленные подарки, «медаль» Ершова. Актриса театра Наталья Пономарёва, изящно перебрав репертуар Вертинского, угодила-таки юбиляру своим трогательным исполнением «театрального» романса.
Но главное – впереди. На сцену один за другим выходят «птенцы гнезда Крекова». Уже – звёздные. Саша Бобров. Я вспоминаю маленького солнечно-рыжего мальчика с балалайкой на большой сцене «Синтеза». Сегодня он – артист театра на Малой Бронной. Уже имеет свой сайт, внушительный для его возраста список ролей в театре и кино. Можете посмотреть сами. Дима Кривощапов. Тоже окончил ГИТИС, актёр российского академического театра молодёжи, лауреат национальной премии «Арлекин». Юра Поляк, артист театра имени Вахтангова. Осенью на экраны должен выйти многосерийный фильм режиссёров Ускова и Краснопольского «Дом с лилиями», где Юра играет главного героя в юности. Коля Новопашин, артист театра Стаса Намина, много гастролирует, организует новые проекты, в том числе как музыкальный редактор на Втором канале российского телевидения. Они приехали из Москвы специально на юбилей своего учителя.
Володя Головнёв, младший сын известного учёного-антрополога Андрея Головнёва, теперь режиссёр документального кино, лауреат международных фестивалей – из Екатеринбурга. Алёша Ергалиев, журналист, уже 11 лет проработавший в эфире радиостанции «Красная Армия», пиар-директором занимавшийся развитием медиа-холдинга, 6 лет ездил по стране спортивным комментатором с Костей Дзю. Сегодня он открывает собственное дело – ресторанно-гостиничный бизнес в Тюмени. Не смог приехать Ваня Кандинов, несколько лет работавший в Кировском театре юного зрителя, переезжает в Санкт-Петербург по приглашению в труппу Андрея Могучего в БДТ имени Товстоногова.
Трудно всех перечислить. Вот впереди меня сидит Ирина Поспелова, которая была художником на всех спектаклях «Иллюзиона», приехала с севера. А в соседнем ряду – Настя Мальцева, тобольская журналистка, школьницей была причастна к «Иллюзиону». Ваня Лештаев много лет обеспечивал техническую сторону работы театра, а Галина Зимина и сегодня «на вахте» – то и дело включает видеоклипы, огромное количество которых они заготовили с юбиляром. Обо всех, кто был причастен к делу – смешных, серьёзных, ностальгических.
Вновь на сцену выходит ансамбль «Гармония», а руководитель Ирина Рутковская, как всегда, с волнением переживает выступление своих воспитанников. Поёт новую песню Наталья Гусарова, все годы занимавшаяся с «иллюзионистами» вокалом. Олег Пешков – в смешанных чувствах: это те подростки, которых он приобщал к сцене, занимался принципиально важными вещами – снимал психологический зажим, вводил в театральную среду? Совсем уж скромно в предпоследнем ряду притихла в удивлении Галина Венгерская. Именно она все годы этих звёзд учила двигаться на сцене, прививала азы хореографии. И вот же что выросло!
Звёзды работали на этой маленькой сцене камерного зала так блистательно, с такой самоотдачей, так самозабвенно, а, отвечая на вопросы, смущались – и не звёзды вовсе, а… школьники. Пусть и бывшие. Но здесь их учителя, которым они обязаны многим. В том числе и путёвкой в жизнь. За что и благодарны безмерно.
– Провинциалами себя мы в Москве не считаем, но внутри – мы не москвичи, тоболяками остаёмся, – наперебой говорили мне Саша Бобров и Митя Кривощапов. – Стараемся помнить о своих корнях. И это питает нас в работе. Спасибо за это родному городу, всем, кто вложил в нас частицу себя.
Благодарил всех, завершая вечер, и Павел Креков. За то, что откликнулись на его приглашение, за то, что в своё время поняли его, помогали, иные на долгие годы стали единомышленниками.
– Вообще, интересные ощущения возникают: иду в театр, вижу своего ученика в главной роли – настолько волнительно для меня. – Павел Креков улыбается как-то внутрь себя. Через паузу: – И приятно. Приезжаешь в Москву, Саша Бобров контромарки даёт на спектакль, то Дима Кривощапов приглашает посмотреть новую вещь. И за всем этим – Тобольск…
От себя добавлю – и, окрылённые им, одарённые тоболяки.