Медиакарта
17:43 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Камрад Пастухов с Большой Сибирской

Камрад Пастухов с Большой Сибирской
17:32 | 29 октября 2014

Два года назад в статье «Хлебнули горя до слёз» я рассказала о судьбе преподавателя русского педтехникума А.С. Пастухова и студентов Севы Денисова, Абрама Венецкого и Ивана Головчанского, обвинённых в контрреволюционной пропаганде. Учителя расстреляли, ребят осудили по ст. 58 л.10 на восемь лет лагерей. Теперь, открыв ряд новых материалов, я возвращаюсь к этой теме.

По имени Барон

Учение отцов русской анархии Михаила Бакунина и Петра Кропоткина можно выразить двумя словами – равенство и свобода. Эта идея в своё время привлекла много неординарных людей. До революции анархисты «дружили» со всеми левыми, но после взрыва Московского комитета РКП (б), когда погибли 12 и пострадали 55 человек, чекисты не давали анархистам никакого спуску.

Многих тогда выслали в Сибирь. Так в Тобольске сложилась колония ссыльных анархистов. Самым известным из них был, безусловно, Арон Давидович Барон (Кантирович).

В тобольской тюрьме он успел посидеть и до революции. В Гражданскую войну примкнул к махновцам, был начальником штаба при знаменитом батьке. Но вскоре разошелся с Махно по идеологическим соображениям, разругался и с большевиками. Сидел и в Соловках, и в Туруханском крае, а после убийства С.М. Кирова в декабре 1934 года был выслан в Тобольск.

Здесь Барон работал плановиком Тоболторга. Его соратники Андрей Леонидович Золотарев и Владимир Сергеевич Худолей-Градин – бухгалтеры общества Красного Креста. А.С. Пастухов и Игнатий Ильич Хометовский-Изгодин – педагоги педтехникума, а брат и сестра Наум и Анна Ароновичи Эппельбаум – портные артели «Труженица». Здесь же работала и сестра Абрама Венецкого.

20 марта на комсомольском собрании Абраму предъявили «связь с чуждыми элементами». А в ночь с 20 на 21 были арестованы все ссыльные анархисты. 12 августа 1937 года их расстреляли во дворе Тобольского тюремного замка. Мы с тобой одной крови

Мой рассказ об Алек­санд­ре Сергеевиче Пастухове, 1897 г.р., уроженца села Василёво (ныне г. Чкаловск) Нижегородской губернии.

Так уж сложилось – в разное время, конечно, но случилось нам родиться в одном городке, получить одну профессию и даже работать в одном учебном заведении – тобольском педучилище.

Но вот фотографии этого незаурядного человека я не нашла ни в нашем, ни в институтском музее. А был он не только хорошим педагогом, но и интересной личностью. В математическом кружке, прививая любовь к царице наук, Пастухов пробуждал в ребятах вкус к дискуссии, что, вообще-то, не практиковалось в педагогике тех лет.

На досуге Александр Пастухов писал стихи. Тюменский историк Александр Петрушин обнаружил в архивах НКВД стихотворение Александра Сергеевича, которого он ошибочно называет Александром Петуховым:

И этот край чалдонов лживых, Где тенью бродит ссыльный люд. Где люди милостью лишь живы, Я проклинаю и люблю! Чтоб землю в Гренаде…

Срок ссылки Пастухова закончился 15 декабря 1936-го. И хотя он по-прежнему регулярно отмечался в местном отделе НКВД, надежда на долгожданную свободу не оставляла его. Иначе зачем было увольняться в середине учебного года, терпеть лишения?

Вот строки из его письма в фонд помощи политзаключённых (ППЗ) Е.П. Пешковой: «Живу на скопленную за последние четыре месяца некоторую толику денег, снимаю квартиру за 45 рублей, это дешево Вот только с хлебом туго, 300 г. с обедом в столовой, т.к. стоять по суткам в очередях я не состоянии».

Нашла я дом на несколько квартир по ул. Большой Сибирской, 17, в котором проживал Александр Пастухов. Похоже, что за последние 70 лет здесь мало что изменилось – тишь да гладь.

В письме есть интересная приписка: «Занимаюсь математикой, живописью и испанским языком. СПЕШНО вышлите наложенным платежом грамматику и словарь испанского языка».

При чём здесь испанский? Оказывается, ссыльный педагог из Тобольска отправил в Испанское посольство 200 рублей с просьбой передать их бойцам-анархистам, сражавшимся с фашистами. И сам он готовился влиться в их ряды добровольцем. Воспитанные на образе пламенной Долорес Ибаррури, мы свято верили, что республиканцы – это коммунисты, противостоящие Франко. В реальности основной опорой Народного фронта были 1,5 млн анархистов.

20 марта 1937 года вся колония тобольских анархистов была арестована. Закалённые десятилетиями гонений они не только не признали предъявленного им абсурдного обвинения, но и отказались отвечать на все вопросы следователей НКВД.

5 августа по решению Омской тройки они были приговорены к расстрелу, который произошёл 12 августа. А в конце ноября в адрес фонда политзаключённых поступило письмо родителей Александра Пастухова: «Вот уже год, как мы не имеем никаких сведений о сыне, не знаем, жив ли он и где живёт…» 1 декабря им сообщили, что сын арестован в Тобольске и приговор по делу неизвестен.

И отец математика-анархиста, Сергей Михайлович Пастухов, проживавший в с. Василёво (Городецкое) Горьковской области по ул. Чернышевского, 2, так и не узнал, что адресат из Тобольска выбыл. Выбыл навсегда.

Елена ГАБИБОВА (ГУРЬЕВА) Юрий ПОПОВ (фото)

P.S. Те, кто обладает какой-либо информацией о герое публикации, просим обратиться в редакцию «Тобольской правды».