Медиакарта
22:11 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Нет времени на сплошные сожаления!»

«Зима ещё не вступила в свои права, но успела внести некоторые изменения в осенний пейзаж. Снег после дождя так и «пригвоздился» к земле тяжёлым покрывалом. «Схлестнулись» два времени года, каждое за свою «правду», в результате сквозь ледяную корку проглядывает жухлая трава и рваные клочки земли…», - так размышляла я по дороге в село Иваново. Картина вырисовывалась мрачная, навевала унылое настроение… С такими мыслями мы проехали до нужной улицы, и… вдруг вдали что-то так и полыхнуло по глазам ярко-жёлтой вспышкой! Это же дом героини моей статьи! Он прямо сиял среди осенне-зимней серости, «весёлые» окна шаловливо «подмигивали» путнику, как бы говоря: «А у нас с нашей хозяйкой всё хорошо!». Состояние души вмиг поменялось, и мы бодренько зашагали на встречу с Анфизой Ивановной Сабаниной.

Первое впечатление было просто ошеломляющим: проказливый взгляд, озорная улыбка, бойкость в движениях как-то не вязались с цифрой 80! На всякий случай спросила: «Анфиса Ивановна?!» Хозяйка звонкого голоса шутливо уточнила: «Анфиза»… Пригласила в комнату, усадила, да ещё и тёплые тапочки выдала: «Много не топлю, цветочки не любят жары!». И в самом деле - в доме, сияющем чистотой, находилось много ухоженных, «довольных» заботой домашних растений. Кругом расстелены красочные вязаные изделия, придающие жилищу особую атмосферу уюта. Справившись с удивлением, обменявшись приветствиями, приступили к беседе.

-Родилась я в деревне Бурлаки в 1934 году 13 ноября, - начала рассказ моя героиня, - в семье было пятеро детей, я – самая младшая. Папа - Иван Алексеевич Протопопов - работал бригадиром животноводства, мама - Ирина Кузьмовна сначала тоже трудилась вместе с ним, а потом - бригадиром табаководческой бригады. Как и все, мы держали хозяйство, всякой скотинки помаленьку было, много разводить тогда не разрешали. А какой огород был огромный - даже страшно вспоминать! Все дружно – и взрослые, и дети - вскапывали его вручную лопатами… Когда сёстры и брат выросли и начали трудиться в колхозе, я стала первой маминой помощницей: полола и поливала грядки, на покос ходила, печку комнатную топила - большими ветками с листьями. Дрова-то только для кухонной печи позволяли заготавливать, а комнатную хворостом отапливали. Брат учился в ФЗО, а как только началась война - ушёл на фронт. Победу встретил в Украине, вернулся домой осенью, уже с молодой женой. А потом они уехали жить обратно в тёплые края.

-Начальная школа одна на две деревни была, здесь же и глубоковские ребятишки учились, - вспоминает Анфиза Ивановна. - В военное время её не подтапливали – холодина, в одежде занимались. Писали на газетах, а вообще-то - кто на чём. Я пользовалась исписанными тетрадями соседа, между строчками-то место оставалось. Чернила из свёклы и сажи делали. Семь классов окончила в Армизоне, жили на квартире, а добирались пешком - то через Снегирёва, то через Менщикова, а зимой по озёрам напрямки. В субботу приходили домой, а в воскресенье обратно. Тащили мешочек с продуктами на три дня, а потом нам со «сливковозом» ещё высылали.

Мне было почти 17 лет, когда после школы обратилась в райком комсомола по поводу трудоустройства. В то время как раз повсеместно открывались и клубы, и библиотеки, вот и направили в деревню Няшино библиотекарем. А я дальше Бурлаков-то нигде и не бывала, только вот в Армизон и ходила. Покатила туда на велосипеде, которые тогда редкостью были, а мне сестра купила, когда ещё училась. Села на него, прихватила сумочку с нехитрыми пожитками, доехала до Даньково, там показали дорогу на Орлово, потом в Шабалино, затем Забошино, а уж там и на Няшино… Так и добралась. А деревня огромная, на увале стоит - вся на виду, и сельсовет сразу на въезде. Приехала, а никого нет – ни председателя, ни секретаря, одна девочка дежурная на телефоне. Оказывается, все были на покосе...

Не дождалась Физа в этот день местное начальство, переночевала у дежурной, а утром заявилась, представилась. Отправили её к местной учительнице за ключом от клуба. А та ключ давно уже потеряла, замок просто для вида был.

-Клуб огромный, всё голо, один лозунг какой-то висел,- продолжает моя собеседница, - отдельно комнатка для библиотеки. Захожу, а там – шкаф, стул, стол и ни одной книги… Вскоре культработников отправили на уборку в Забошино. Там один раз в день кормили - вот поем и всё... Приехала-то в туфельках, которые мама мне купила на выпускной вечер. В них и работала… Так жалко, а что делать, ведь никакой обувки больше нет! В мои обязанности входило и по вечерам клуб открывать, молодёжи много - танцы под гармошку каждый вечер! В Бурлаках-то молодёжи мало было, и мы летом собирались на улице – «столбиком» играли, в третий лишний... А здесь всё по-другому. Фильмы иногда демонстрировали, а потом, когда своя киноаппаратная и киномеханик появились, каждый день начали показывать.

С приходом специалиста стала нормально функционировать и библиотека, хотя за книгами пришлось ехать в Прохорово, куда их по ошибке выслали из областного центра.

-Запрягли мне лошадку, я и покатила, не торопясь… Куда еду - представления не имею…, - смеётся моя героиня. - Добралась до Армизона, где и указали дорогу к месту назначения. На то время, пока принимала да грузила литературу, лошадку распрягла, но не додумалась её покормить да напоить, а дело к вечеру... Когда в обратный-то путь отправились, уже темнялось. Животинка моя хватает траву по сторонам… До места далеко, вот и завернула в родную деревню Бурлаки. Дома все спят, постучала – не слышат. Выставила стеколко и давай книжки забрасывать в дом - вдруг дождь пойдёт. Переночевала, и только на другой день добралась до Няшино. Позже стали выделять деньги в сельсовете на приобретение книг в книжных магазинах. Пока счёт выпишешь, пока то да сё - и брать-то уже, собственно говоря, и нечего.

Конечно, и поклонники у Физы появились, ведь девушка-то новенькая приехала, да ещё и симпатичная. Вот как-то после танцев подошёл к ней паренёк и сказал: «Пойдём, покажу деревню!»

-Это сейчас она маленькая, а тогда-то о-го-го какая была! - говорит Анфиза Ивановна. - Учился мой «экскурсовод» на шофёра в Бердюжье и только по выходным домой приходил. Мы с ним немного погуляли, а потом я встретила парня из другой деревни – Забошино, где была закреплена агитатором. Влюбились друг в друга, дружили, проводила в армию, почти три года ждала… А потом кто-то ему написал, что, мол, есть у неё другой… А молодых людей-то много возле меня крутилось… Позже донёсся слух, что он решил жениться там, где служил. Ах, думаю, ты так! Ну тогда и я замуж выйду! И вышла за того парня, что деревню мне показывал. И ни разу об этом не пожалела! Жили с родителями мужа, вскоре его призвали в армию, и его тоже три года ждала. Когда вернулся, стал шоферить, а потом управляющим. Немного погодя, ему предложили учиться на парторга в городе Омске, и опять трёхлетнее ожидание! После учёбы направили в село Красноорловское, предоставили небольшую квартиру. До переезда девять лет работала только в клубе, а как поменяли место жительства - устроилась библиотекарем в школу, к этому времени заочно получила соответствующее образование… Прошло время, и Геннадия Григорьевича перевели в село Иваново, жена отправилась следом, благо дом дали, правда - недострой. Дочери – Маргарита и Ирина - к тому времени уже выросли и обзавелись своими семьями. Анфиза Ивановна и здесь стала трудиться в библиотеке, одновременно приводила в порядок жильё и рабочее помещение. Супруги прожили счастливо 49 лет. Главы семьи не стало в 2006 году, но оставил о себе светлую память в сердцах любимой жены и дочерей, для которых стал не только хорошим отцом и другом, но и примером настоящего мужчины.

Сейчас моя героиня живёт одна в том самом доме, бывшем недострое. В народе говорят, что жилище старится вместе со своими хозяевами, но, глядя на мою собеседницу, язык не поворачивается сказать – старушка, так и о доме. Такое чувство, что они, как одно целое, дополняют друг друга, делятся жизненной силой. Анфиза Ивановна до сих пор сама содержит в порядке огород, очень любит цветы – их у неё великое множество. Каждый год, весной и осенью, она вручную перекапывает землю, и нынче уже всё подготовила к зиме!

Рабочий стаж моей собеседницы - 37 лет. За это время было организовано и проведено немало культурных мероприятий, а в скольких она принимала участие, так и не счесть! Вместе со своими друзьями – книгами - приносила в каждый дом селянина, знания, любовь, тепло дружеских отношений… Своим трудолюбием, преданностью профессии и стремлением к творчеству в составе делегации Армизонского района заслужила поездку в Москву на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году.

Даже сейчас, когда пройден путь длиною в 80 лет, Анфиза Ивановна не унывает: «Главное - всегда быть чем-то занятым, любить людей, заботиться о родных и никогда не опускать руки, ведь жизнь одна, и нет времени на сплошные сожаления!».

Автор: Галина СИЗИКОВА