Медиакарта
17:33 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

От управдома до пасечника

Он улыбнулся и на душе стало спокойно и светло. Наверное, также, заходя в спальни воспитанников, приносил он с собой ощущение мира и согласия, домашнего тепла.

Мальчишеской мечте Владимира Тунгусова об Уральском политехе сбыться было не суждено. Он не стал инженером-ракетчиком. Правда, в ракетных войсках отслужил после физмата Тобольского пединститута. Ну а его настоящим Байконуром стала Тобольская школа-интернат. Количество детей порой доходило до 340, в группе по 40 человек.

«Прежнего директора воспитанники папой называли. Для такого почётного слова я был молод, и ребята ко мне долго присматривались. А уж хозяйство досталось полуаварийное – в столовой, помню, даже потолок обвалился, хорошо детей успели вывести.

Спасло то, что моё назначение совпало с началом большого строительства в Тобольске, и у нас появилось много шефов. Вот когда я понял, что директор – это прежде всего хороший хозяйственник. Вот так, укрепляя материально-техническую базу школы-интерната, я получил от воспитанников прозвище «шеф», которое считаю уважительным. Было и ещё, уже весёлое. Приобрёл я искусственную шубу и стал «шубой».

В целом отношения с ребятами складывались дружеские. Но моё педагогическое кредо было непоколебимо – я не заводил любимчиков. Конечно, кому-то больше симпатизировал, но виду не подавал».

Чтобы досуг воспитанников школы-интерната был более разнообразным и интересным, Владимир Тунгусов организовывал пешие, велосипедные, шлюпочные походы, увлекал ребят спортом. Часто ему приходилось в качестве дежурного администратора оставаться на работе до 23 часов. Жил он по соседству, а потому срывался по первому звонку и вновь мчался к детям. Пожалуй, собственным детям, а их у него двое, уделял меньше внимания, чем своим подопечным.
Владимир Тунгусов убеждён, что целесообразней школы-интернаты или детдома открывать в сельской местности, где ребята могли бы получать трудовые навыки на приусадебных участках. А вот учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в центре города, да ещё и окружённое оживлёнными автомобильными дорогами, – это нелепость.

С этой идеей он не раз обращался в вышестоящие инстанции, но ничего не изменилось. Тобольский детский дом и по сей день расположен по тому же адресу. Вот только воспитанников в нём стало в разы меньше. И этому Владимир Тунгусов рад. Он уверен в том, что как бы ни старался педагогический коллектив окружить ребят заботой и вниманием, никакое казённое учреждение не заменит им тепло домашнего очага.

Владимир Тунгусов уже на заслуженном отдыхе и своё 65-летие встречает в сельской глубинке, в тиши полей и лугов. Поселился он в Вагайском районе, деревушке Елань из пяти домов. Хозяйство держит, пчеловодством занялся. «Все мы родом из деревни. Так что рано или поздно должны возвращаться к своим корням», – говорит Владимир Васильевич с грустинкой в голосе. А адресована она его воспитанникам и нынешним детдомовцам, которых государство лишило возможности расти на лоне сельской природы, на земле.