На сайте ТГИАМЗ читаю: «Тобольский музей-заповедник объявляет акцию «Город, не убивший царя» по сбору экспонатов для создания Музея семьи Романовых».
А я уж думал – забыли. Нет, не тобольскую эпопею Романовых. Рассчитывал на то, что безвозвратно канула в прошлое занозистая фразочка, уже неизвестно кем (прости, незнакомый автор) в народ пущенная.
«Город, не убивший царя» – звучит, конечно, монументально. Напоминает – «она для России спасла Михаила» Кондратия Рылеева. «Она» – кровь Ивана Сусанина, ценой своей жизни отвратившего погибель первого из Романовых-царей. А у нас вот – целый город.
Подумать только! С августа 1917-го по апрель 1918 года прожил в Тобольске Николай Александрович Романов. И ничего – не убили… И домочадцев не тронули. И даже мат-росу Нагорному, дядьке цесаревича Алексея, ленту с бескозырки не оборвали. Ну просто святые люди.
Помнится, когда статус «не убивший» начал активно внедряться в массовое сознание, знакомый рифмоплёт проворчал импровизацию: «Мой город не убил царя, а ведь могли ж того… с обрыва. Мой город не убил царя, теперь кричит о том с надрывом. Наш город не убил царя! И счастием лоснятся лица… Мой город не убил царя, и этим, кажется, гордится».
Чем гордимся-то? Вот отбила бы общественность Романовых у большевиков да переправила бы за границы бывшей империи. Тогда можно было бы сейчас говорить с определённой долей спеси – город, спасший царя.Да и не царя. Не стоит забывать о том, что в невероятно сложный для страны период (мировая война и революция) самодержец и верховный главнокомандующий Николай II сложил с себя все полномочия и в наш город прибыл уже как «гражданин Романов».
Есть гниющее навек клеймо убийцы. И есть мерцающая слава спасителя. Но кто-нибудь скажет мне – к чему нам с чьего-то лёгкого слова вырезать из консервной банки медальку «неубийцы» и раз за разом пытаться прицепить её к славному тобольскому штандарту?
Или уж – к чему мелочиться. Отчего же так скромненько – «город, не убивший царя»?!!!
Вот в июне 1837 года посетил Тобольск цесаревич Александр Николаевич Романов. А в марте 1881 года он, только уже император Александр II, был убит в Санкт-Петербурге… Это что же получается?.. Выходит, и Александра Тобольск не убил. Да и Николай гостил в нашем городе дважды (впервые – цесаревичем в 1891 году), а значит – шансы были.
Стало быть, Тобольск наш трижды «свят»? Вот такая у нас традиция – царей (точнее – наследников и отрекшихся) щадить.
Только вот что… Тут бы нам поспешить надо. Поспешить – зарегистрировать патент на марку «не убивших царя». Потому как Романовы на пути своём к «убившему» их Екатеринбургу и в Покровском, и в Тюмени останавливались. И вот как бы не перехватили у нас статус-звание.
Да что говорить, завтра какой-нибудь шустрый предприниматель из Иевлево, Талицы (тогда станции Поклёвской), или ещё какой-нибудь замечательной точки с «романовского маршрута», возьмёт да и заявит – мы, де, населённый пункт, не убивший царя.
И формально прав ведь будет. Так что нам тут бы поспешить надо.