Удивительно, как много можно сделать за неделю! Бог сотворил Мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал. Зрители же отдыхали все семь дней. Боже упаси, не кощунствую, лишь подтверждаю свои ощущения от прошедшего фестиваля.
И, правда, странно как-то всё происходило. Вряд ли организаторы перед началом заглядывали в Книгу Бытия (может, так помнят). Но аналогии, мне кажется, просматриваются. Начало – 1 марта, воскресенье, открытие, спектакль тобольских артистов. Но вспомним: ещё во времена великого князя Владимира на территории Киевской Руси использовалось византийское летосчисление, согласно которому отсчёт лет вёлся от Сотворения мира, то есть 1 марта Первого года.
Теперь о фестивале – все дни наперечёт, театры друг за другом. Пятница – поминовения день, панихида на могиле земляка. А на седьмой, субботний, припасён спектакль Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова (Москва). И снова экскурс в закрома памяти: «Божественная комедия», поставленная этим столичным театром в начале семидесятых годов прошлого века. Библейская история сотворения мира, с юмором пересказанная… В этот раз театр, конечно, в Тобольск привёз своего «Конька». Но… аналогии так и напрашиваются!
И что интересно, я отнюдь не одинока, практически все режиссёры всех театров, представленных на фестивале, очень даже не прочь были пофантазировать, правда, уже на тему «Конька-Горбунка». Каждый из них пытался заглянуть в свой мир Ершова, создать свою музыку ершовского стиха. И миры эти зрителям казались параллельными. Так похожи и так разнятся…В первый день спектакль давал Тобольск, и мы об этом рассказывали.
День второй
Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П. Киселёва. Весёлая, яркая, музыкальная постановка, одновременно динамичная и трогательная, оригинальные костюмы и яркие декорации, обилие красок и звуков народного гуляния. В первые минуты ещё различаешь в речи актёров говор саратовский, потом, правда, привыкаешь. И зал откликается смехом и добродушием, особенно после упоминания в тексте: «В чём ребята провинились и почто в Тобольск явились?» И конёк уж больно обаятелен!
Да и автор лишь обозначен – Ершов. На деле, конечно, спектакль поставлен по инсценировке Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира. Да, плюс, видимо, постановщик руку приложил, и от подлинной сказки мало что осталось: пронизанная фольклорными мотивами, самобытная и глубоко романтичная история о мечте, о том, что, если верить в неё всем сердцем и стремиться к её осуществлению, она непременно сбудется. И это хорошо.
День третий
Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан из Уфы. И снова инсценировка Прокофьевой и Сапгира, лишь в несколько иной интерпретации. Кажется, костюмы, декорации, зрелищность ярче, а в музыке и орнаментах нет-нет да промелькнут национальные мотивы, чувственные нюансы и полунамёки вызывают взрыв эмоций зала. А Жар-птицы, одухотворившись, уже ведут свою партию, от хореографических картинок до почти бытовых милых сценок. Заснула птичка в корыте, наевшись пшена с фряжским вином, потому только и удалось словить её Ивану. Игра птицы – мастерство. И это – хорошо.
День четвёртый
О, тут, конечно, зритель купался в подлинном Ершове! Томский академический симфонический оркестр, ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» и художник динамического рисунка Екатерина Бирюкова представляли свой проект «Конька» на музыку Римского-Корсакова, Лядова, Стравинского. Чтец, музыка, оркестр, дирижёр, песок. Иллюстрации к сказкам рождаются прямо на глазах у зрителей, на большом экране задника сцены. Под звуки музыки одна картинка плавно перетекает в другую, лишь мелькают над песком тени рук волшебной художницы, артист Алексей Колемасов читает Ершова. Завораживает. Трогает до спазмов в груди. Закончилось. Быстро, однако. И музыки показалось маловато… Всё равно – хорошо.
День пятый
Омский Северный драматический театр имени М.А. Ульянова (г. Тара). Премьерный спектакль. Директор ТДТ Сергей Радченко, представлявший каждый театр перед началом действа, не забыл напомнить зрителям, что и Тара в биографии Ершова поселение – не чужое. Отец писателя, Павел Алексеевич, карьеру чиновника начинал именно в этом городе. Что не помешало тарским артистам прочесть бессмертную сказку по-своему, в угоду молодому поколению зрителей.
Здесь всё перемешалось: метель заметала и время, и восприятие. Купец времён царских, аэросани расцвета социализма, современные планшеты, сотовые телефоны и деловой царь на сегвее, и Ивановы братцы-братки, а Конёк-Горбунок уж больно напоминает упитанного, видимо, на сибирских пельменях, Гарри Поттера. Добавьте сюда спутник, витающий в небесах, городничего, берущего, кокетливо и почти открыто, взятки, маятники, наверное, символизирующие временные провалы, слова пьесы из уст актёров, где частушкой, где просто речитативом, а где и откровенным рэпом, и взаимоотношения между героями резкие, чётко прагматичные, сугубо деловые. Оказывается, и это тоже – Ершов… Тоже интересно.
Шестой – поминальный
Много событий в городе проходило в этот день. Все так или иначе связаны с нашим великим земляком. Но воспоминания не только о нём. И о театральных днях, ему посвящённых… Каждый приносил моменты запоминающиеся, эффектные сюрпризы. Скажем, открытие, о котором уже писала «Тоболка», но некоторые факты не вошли.
На сцене председатель думы Николай Зольников. Кстати, он был на всех спектаклях, выходил на сцену, благодарил за театральный вечер и дарил роскошные розы (без целлофана) артистам каждого театра. Но стихи читал лишь в первый день. Стихи собственного сочинения. В ершовском стихотворном размере.
«Не на небе, на земле,Во Тюменской стороне,В прежде славной град-столицеФестиваль сей состоится.Фестиваль России всей,Прославляющий ЕршоваИ его творенья слово…»
Каждый спектакль смотрел и председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. И не один, с семьёй – супругой и детьми. Саратовцам вручал подарок – издания фонда. Надо сказать, что к юбилею фонд выпустил пять книг Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок», поработав с пятью художниками – Анной Комбаровой и Вадимом Житниковым из Москвы, санкт-петербуржцами Анной Андреевой и Николаем Домашенко, Александром Бакулевским из Йошкар-Олы. Правда, небольшими тиражами.
К окончанию спектакля тарского театра подоспел Минсалим. Он вручал труппе подарки, каждый сопровождая комментариями, интересными пояснениями. И… как истый дамский угодник – с поцелуем руки млеющей Царь-девицы.
День седьмой
Сказать бы – апофеоз фестиваля. Уже упомянутый спектакль Государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова. Что уж тут? Что хорошо, то хорошо. И актёры, и костюмы, а декорации! С помощью богатейших современных «кукольных» возможностей режиссёр – заслуженный артист России Владимир Беркун и художник Евгения Шахотько представили «кукольные чудеса». Очарование сказочного лубка раскрывается в оживающих декорациях: с помощью двигающихся ширм мгновенно меняется место действия, перенося зрителей из деревни, где жили братья Ивана-дурака, в царские палаты, на берег моря-океана или же в чертоги Луны. Специально для спектакля впервые сконструирована «исполинская» кукла Рыба-Кит (длиной 4 метра, высотой 2 метра), пускающая фонтан и раскрывающая пасть, из которой выплывают проглоченные корабли. Премьера спектакля состоялась ещё в феврале 2008 года, но артисты играли отменно, видимо, не надоела им ещё постановка. И зритель оценил.
Когда в финале Сергей Радченко пригласил выступить от имени «профессионального зрительского экспертного совета» Петра Елфимова, он высказался вполне определённо:– Я выделил спектакли Уфы, Москвы и Тобольска.
Под аплодисменты зала директор театра пообещал отправить победителям ценные бандероли из Тобольска.Впрочем, как таковых победителей и не было. И конкурс не объявлялся. Был праздник, на котором даже организаторы, работавшие не покладая рук и не жалея ни сил, ни времени, тоже получали эстетическое удовольствие.
Конечно, ведь коллективы были представлены солидные, с богатой историей, роскошными регалиями. Неудивительно, что и мастерство актёров – выше всех похвал: работали не на славу, а на совесть. Спектакли смотрелись на одном дыхании. Доказательство тому зал, в котором большая часть зрителей – родители с детьми от 4-5 лет. Уж они-то не позволят солгать, детишки непосредственны – реакция сразу слышна. Директор Тобольского театра Сергей Радченко подчеркнул, что фестиваль проходил одновременно в пяти городах области, но Тобольску повезло больше – основные торжества свершились здесь. От себя добавлю: потому, что именно у нас старейшие музей и театр, которые и были организаторами этого незабываемого события.
Он проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей России. Учредители – правительство Тюменской области, департамент культуры Тюменской области. И фестиваль состоялся. Как подметила директор музея Светлана Сидорова: «Для нас – это высшая похвала». И это замечательно!