Во все века на Руси хлеб был и остаётся главным продуктом. И понятна обеспокоенность Президента и правительства страны сегодняшним повышением цен на муку и соответственно на хлеб. В прошлом месяце цена на муку поднялась почти на 70 процентов. Сколько же стоит булка хлеба в магазинах?
Рынок «Социальный». Пекарня «Гелла» предлагает «Дарницкий» за 8 рублей, ещё в начале лета его можно было купить за 7 рублей. Речпортовская булка белого хлеба тоже поднялась в цене – с 18 рублей до 20. «Хлебодаровский» хлеб под названием «Бокато» стоил 17 рублей, теперь – 19. Здесь можно увидеть большую булку белого хлеба и за 23 рубля с витаминами.
Заглянула в «Мосмарт», где пекут собственный хлеб. Трёхсотграммовый багет «Экстра» обозначен – 12 рублей 99 копеек. Круглый белый хлеб «Русич» (500 гр.) – 12 руб. 99 коп., овальный килограммовый – 26 руб. 99 коп., а 200-граммовый багет «8 злаков» – 29.99! Хлеб «Деревенский» (чёрный) 800 гр. – 24.99.
Рядом отдел розничной торговли мукой. 2 кг фасованной пшеничной муки высшего сорта «Макфа» стоит 38 рублей 99 копеек, тут же килограмм алтайской «Увелки» – 16.99, зато челябинская под названием «Царь» 2 кг – 53.99. Только к императорскому столу и подавать выпечку из неё.
Переговорила с хлебопёками. Они, безусловно, муку приобретают оптом. Кое-кто успел ею «затариться» ещё по более низкой цене, хватит для работы на какое-то время, месяца на три. Больше не купишь – нужны дополнительные финансовые вложения, складские помещения с определёнными условиями хранения. Да и слежится она, потом качество изделий будет ниже, тесто из старой муки, говорят, плохо поднимается. Это всё особенности технологии. Меня же интересует другое: почему растёт цена на хлеб? Только потому, что она поднялась на муку?
Рецептурную закладку хлебопёки мне не дали. У каждого она своя, как говорится, секрет фирмы, производственная тайна, бережно хранимая от конкурентов.
Но знатоки-аналитики в Тобольске есть. И опыт у них за плечами весомый, а знание дела подтверждают не только почти полувековая практика, но и всевозможные сертификаты специалиста даже международного класса, прошедшего курсы повышения квалификации в ведущих вузах России и за рубежом. Нина Ивановна Левакова, директор ОАО «Надежда», согласилась со мной пооткровенничать о тонкостях хлебопечения и особенностях ценообразования на него. Сразу оговорюсь: она вне конкуренции, хлеб печёт для обеспечения своих столовых и кулинарных отделов. Полагаю, подробную калькуляцию, которую она сделала по моей просьбе, давать нет необходимости, а вот над результатом стоит поразмышлять.
– Нина Ивановна, так в чём, по-вашему, причина роста цен на хлеб? Только ли засуха?
– Вы имеете в виду рост цены на муку? Я прикинула себестои-мость семисотграммовой булки формового хлеба из муки первого сорта по прежней цене – 8 рублей за килограмм и по той, которую сегодня предлагают оптовики – 14.85. В промышленном хлебопечении выходит около 24 рубля. У нас пока используется мука, купленная по 8 рублей, подобный хлеб стоит 21 рубль. Но вы же понимаете, в стоимость хлеба закладывается не только цена муки и других ингредиентов. Хлеб не испечёшь без пекаря, грузчика, которым надо выдать зарплату, без помещения пекарни, которое обеспечивается теплом, водой, электроэнергией. Вот последняя позиция, на мой взгляд, играет ещё большую роль, чем подскочившая цена на муку.
Судите сами. Хлебопечение – очень энергоёмкое производство, печи потребляют огромное количество электроэнергии, а на сколько в этом году поднялась её цена? А сегодня, на сколько мне известно, тарифы едины как для пекарен, так и для магазинов, к примеру, торгующих автомобилями стоимостью в несколько тысяч рублей, и где электричество расходуется лишь для освещения помещений и работы офисного оборудования. Скажем, мы продаём пирожки по 7 рублей. Прежде их надо испечь, используя электроэнергию. Мало того, я, к примеру, столкнулась с непонятным для меня явлением разделения электроэнергии, которую мы потребляем, поставщиком. В договоре на поставку определён тариф. Когда же мы получили счёт на оплату, оказалось, что из 29 тысяч киловатт электроэнергии, потреблённой нами в месяц, лишь 5 тысяч оплачиваем по тарифу. Это, говорят, регулируемая электроэнергия. А 24 тысячи киловатт названы нерегулируемыми, за них с нас берут по более высокой цене. На каком основании? Норму потребления мы не превышаем. На этот вопрос предприятие, с которым у нас заключён договор, однозначно и понятно ответить мне не смогло. Думаю, такова же ситуация и у других производственников. Выходит, спекулятивные «игры» идут не только в торговле мукой? Электроэнергия такой же товар. И она составляет существенную долю в ценообразовании хлеба.
Сегодня центральные средства массовой информации регулярно озвучивают позицию Президента и главы Правительства страны: на их взгляд, рост цен на муку – результат спекулятивных махинаций. Зерна в России достаточно, вскоре руководство откроет закрома Родины, хлеба хватит всем. Поэтому большие закупки производить не стоит. Именно ажиотаж играет на руку нечистоплотным оптовикам. И в самом деле, сегодня закупим излишнее, столько не съедим, завтра оно попросту пропадёт. А цены… они, как и всё в экономике, колеблются. Цена ведь зависит и от спроса. Это тоболяки могли уже заметить по принципам работы сетевых магазинов. Вначале товар выставляется по одной цене. Заметив спрос, оценив покупательскую способность населения, продавец её тут же поднимает. Так и с мукой, гречкой, сахаром, солью… Мы, потребители, тоже влияем на цено-образование. Паника, вызванная обеспокоенностью тем, что именно моя семья останется на голодном пайке, бьёт по нашему же карману.
Раиса ПОЛОВИНКО
Евгений КРАН (рис.)