Огненная стихия время от времени напоминает человечеству, насколько оно ещё слабо, как уязвимо перед силами природы… Горим, братцы!
Горят США… Памятны новости о европейских пожарах (навскидку – Хорватия, Греция, Португалия). Всех, конечно, жалко, но главная забота всё же об Отечестве. А уж оно, родимое, полыхает – каждый год, да не по разу. То торфяники, то леса. Традиционно уже чуть ли ни дотла выгорают восточные окраины нашей страны. Хватает и пожаров техногенных, и тех, что происходят в жилом секторе и общественных местах.
Тысячи людей гибнут… Чего уж говорить о каком-то материальном ущербе, когда в 2013 году в России от дыма и пламени погибло 10 548 человек. 499 детей! Простите, нежные сердцем, но уточню – люди эти (и 499 детей!) задохнулись либо сгорели заживо.
«Пятилетняя Рита, трёхлетний Андрей, полуторагодовалая Олеся и двухмесячная Софья задохнулись в дыму» – это совсем рядом с нами. Помните декабрьскую трагедию в Ярково?
С предотвращением лесных пожаров в нашем регионе (постучим по берёзке) в последние годы всё более-менее благополучно. Но жилой сектор по-прежнему полыхает… Вот написал это «по-прежнему» и задумался.
В старину деревянный Тобольск не единожды выгорал дотла. Но вот возьмём 70-е годы прошлого века. Если бы современный пожарный инспектор внезапно оказался в Тобольске того времени, то наверняка бы просто сошёл с ума. Скученность деревянной застройки – дома разной степени ветхости, сараи и «стайки», невероятных размеров поленницы дров. Иссохшие доски заборов – прекрасное поле для распространения огня. Проводка в домах часто ещё довоенная – с потрескавшейся изоляцией. Печное отопление… Газовые баллоны на тесных кухоньках и старенькие плиты (это я ещё керогазов не застал).
И при этом… Пусть меня поправят старожилы, но в моих детских воспоминаниях 70-х годов лишь один изрядный пожар случился в старом подгорном центре Тобольска – сарай с макулатурой горел за школой № 1 (школяры-курильщики и подпалили).
Почему так?.. Не знаю. Возможно, тогда жива ещё была культура обращения с огнём. Практически все наперсники моих детских игрищ и забав сызмальства сами топили печи. То есть умели разжечь огонь, регулировать затем тягу с помощью вьюшки, вовремя закрыть её так, чтобы и тепло в трубу не уходило, и угарный газ в дом не пошёл.
Может быть, потому и костры наши, кои взвивались в самых укромных местечках сплошь деревянного города, никогда не превращались в пожары?.. Может быть.
Мне кажется люди, наученные многовековым пламенно-дымным опытом, были тогда гораздо внимательнее. Да, бывало и угорали, и в кровать падали, не потушив цигарку – но это всё больше спьяну. А в целом всё же следили за собой и теми, кто рядом. Детей своих учили. Не по книжкам «Спичка-невеличка», а на практике – разжигая правильный костерок в огороде и совместно растапливая печку.
Как теперь быть – ведь печь в современной квартире не заведёшь? Я не знаю. Культура жизни с огоньком ушла… Ну вот и горим.