Медиакарта
22:59 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«А Россия лучше всех…»

«А Россия лучше всех…»
16:23 | 23 сентября 2010

В истории, которую я хочу вам рассказать, нет ни доли вымысла, но имена героев я вынуждена была из этических соображений изменить.

Жила-была обычная советская семья. Мама учительствовала – преподавала географию. Своей единственной дочери Людмиле по вечерам рассказывала о дальних странах, но при этом не забывала вставить фразу о том, что наша страна всё равно самая лучшая. Мама Вероника, хлебнувшая горя в блокадном Ленинграде, во время эвакуации, активно участвовавшая в возрождении народного хозяйства после войны, всегда была и по сей день остаётся большим патриотом своей Родины. Несмотря на преклонные лета, Вероника Петровна всё ещё в строю и ведёт работу по патриотическому воспитанию молодёжи. В душе она – большой романтик. Ветер странствий манит её так же сильно, как и лет 60 тому назад. «Хотя бы одним глазком взглянуть, как живут люди в других странах, какая природа их окружает», – вздыхает она мечтательно. Но покидать Родину надолго выше её сил.

А вот Людмила взглядов матери не разделяет. Дочери кажется: жить в России – это не любить себя, так как большинство у нас не живёт, а выживает. И она так жила – ходила на службу, вела домашнее хозяйство, помогала детям выполнять уроки. Крутилась, как белка в колесе, как все россиянки. И при этом со страхом подсчитывала рубли, чтобы дотянуть до следующей зарплаты. Деятельная по натуре, энергичная, она решила покинуть страну. Этой идеей заразила и своих детей. В годы перестройки их умами завладела американская мечта. Тогда американизирование нашего общества шло быстрыми темпами. Штаты рядовому россиянину казались землёй обетованной. Розовые очки с Людмилы и её детей слетели в Москве в американском посольстве, когда их пригласили на собеседование. Во въезде в США им было отказано. Умные дяденьки объяснили причину отказа, демонстрируя натянутую на лицо американскую улыбку.

К радости Вероники Петровны, которая души не чаяла во внуках, всё вновь вернулось на круги своя. Дочь, как ей казалось, успокоилась. Но вулкан, бушевавший в душе Людмилы, лишь замер на время. Она то и дело вспоминала обидные слова человека из посольства: «Для вашей эмиграции нет оснований: вы не лютеранка, не протестантка, наконец, не еврейка».

Спустя годы её вновь пригласили и предложили Италию. Немного поколебавшись, согласилась. Дети к тому времени выросли и тоже мечтали о загранице. Но каждый пошёл своим путём. Единственное, что они сделали сообща, – продали квартиру, так как за «бугор» с пустыми карманами не поедешь. Обрубили канаты – и рассыпались по миру. Людмила отправилась покорять Италию, дочь Ира уехала в Египет. Подзадержался в России лишь сын Виктор, из которого вышел талантливый врач. В конце концов, уехал и он, выбрав для места жительства Финляндию, не мог же он предать их семейную мечту.

Людмила в Италии сменила уже не один дом – жила в семьях на Сицилии, в Риме… Кажется, у неё там до сих пор нет даже постоянного вида на жительство. Она ухаживает за капризными пожилыми итальянками (уборка дома, поход за продуктами на рынок, в магазин, в аптеку за лекарствами, приготовление обедов – вот далеко не полный перечень её обязанностей). Согласно контракту Людмила имеет два выходных, проживает в доме или квартире работодателя, питается за общим столом.

– Стоит ли овчинка выделки?– задаю Людмиле вопрос напрямую.

– А вы сами как считаете, если моя месячная зарплата там эквивалентна моей годовой пенсии здесь? – слышу в ответ.

За окном темень, хоть глаз выколи. Скоро полночь. Но мы этого за разговорами не замечаем. Кают-компанией для нас служит небольшая уютная квартирка Вероники Петровны, щедро украшенная египетскими и итальянскими сувенирами. У хозяйки праздник – дочь на неделю в гости приехала. Своей радостью она непременно хотела поделиться и с нами, её приятельницами. Видя, как блестят глаза у Вероники Петровны, у меня невольно вырвалось:

– А не лучше ли вам жить вместе?

Людмила вопросительно вскинула брови:

– Но это же так тривиально. А так наши визиты для мамы, словно праздник. Она ждёт звонков, писем, посылочек из Италии, Египта, Финляндии. Мы стараемся держать её в курсе событий. Воображение у мамы всегда было богатое. Так что она будто живёт в четырёх странах одновременно. Если позволит здоровье, собирается зимой навестить внучку в Египте, познакомиться с правнучкой. Людмила была весьма убедительна. У каждого человека своя правда, и он волен её отстаивать. Но я смотрела в глаза двух женщин и почему-то казалось, что мать, живущая на Родине, пусть скромно, не богато, куда счастливей дочери, дамы европеизированной, самодостаточной, умной, энергичной, но угождающей на чужбине прихотям богатых работодателей.

Анна ЩЕРБИНИНА