Два сезона назад труппа Тобольского драматического театра пополнилась молодёжью: с пылу с жару,
с выпускных экзаменов, молодые артисты принялись за работу. С удовольствием взялись за предложенные роли, но не удовлетворились только ими. И со всей горячностью молодости взялись за новое дело.
Пролог
Меньше чем за год возникли новые спектакли: каждый со своим характером, со своей атмосферой, своим взглядом на жизнь. И будто от брошенного в воду камня пошли круги, вовлекая в постановки молодого и энергичного режиссёра Ольги Корчагиной не только её однокашников, но и состоявшихся артистов, давних любимцев тобольской публики. После «Медового месяца» австрийского драматурга Габриэля Барилли начались репетиции по Булгакову.
Действие
На чёрную сцену пролился красный свет. Стёк по серым плечам, плеснул в зрительный зал. Серые шинели теснят, давят, сжимают кольцо. Цветными бабочками бьются «бывшие»: те, кто плотью, душою своей врос в старый мир и не желает отряхивать с ног его прах. Но тщетна их борьба и неумолимы серые ряды. Музыка грохочет, давит, оглушает; плотнее, непроницаемее шинельная шеренга.
Раздавленный, смятый, но живой; накинувший на плечи спасительное серое сукно, но сохранивший верность ослепительному шёлку, старый мир готов к тайной, своей революции. И взмывает алым пламенем знамя этой подспудной революции – хозяйка квартиры в доме 105 на Садовой, Зоя Денисовна Пельц.
Булгаковская «Зойкина квартира» открывает двери тобольскому зрителю по мановению руки Ольги Корчагиной. Это, конечно, для красного словца сказано, будто по одному лишь мановению. Два с половиной месяца шла работа, сплавлялся актёрский ансамбль, рождался трагический мир, условно очерченный металлическими конструкциями.
Ольга неутомима, она живёт театром и сценой. И во второй своей режиссёрской работе не только дирижирует артистами. Она играет в спектакле сама, ставит хореографию, подбирает музыку и сочиняет декорации. Впрочем, декорации как раз – весьма условная позиция. Металлические рёбра куба рисуют границы квартиры. Минимум интерьера, лишь детали, подчёркивающие замысел режиссёра.
И вот сделан большой режиссёрский шаг, к которому иные идут не один год, – одолена булгаковская высота. Поставлено в Тобольском драматическом театре кривое зеркало, в котором искажается действительность. Наша ли реальность глядит оттуда, двадцатые ли годы прошлого века – кто знает. Одна действительность переливается в другую, эпохи повторяются, а человек всё так же одинок и беспомощен перед лицом больших перемен, перед изломами времени. Удалась ли постановка молодого режиссёра? Об этом судить зрителю. Которого завлечёт, затянет мир зазеркалья, где добропорядочное ателье оборачивается борделем.
И пошли по серому сукну яркие стежки: алым – Зоя, жёлтым – китайцы, васильковым и фиолетовым – «бывшие» дворяне. Сплетаются нити, появляется узор, сложный, необъяснимый орнамент трагической эпохи. Да что говорить. «Тут целый роман! Вы будете рыдать, когда я вам расскажу…»
Ателье! Тяжёлые занавеси запахиваются, скрывая этот невыносимый пылающий закат. И распахиваются вновь, являя зрительному залу швейную мастерскую. Шумную, визгливую, суетливую. В ней ловко управляет комбинатор Аметистов (Андрей Михалев), снуёт горничная Манюшка (Ирина Краснова).
Ателье! Шторы запахиваются-распахиваются. Серое сукно превращается в белый шёлк, суровые портреты меняются на фривольные полотна, появляются алый бархат и мех на обнажённых плечах. Ослепительные краски, полуистеричное веселье – последний всплеск перед гибелью, пир умирающего перед смертью. Крах предрешён, он виден в тревожных алых розах, он слышен в хохоте серой толпы.
На что способен человек, загнанный в угол? Зоя Пельц Ирины Полыгаловой – женщина, просто женщина, желающая вырваться из-под недрёманого ока, спасти себя и любимого ею Обольянинова (Роман Турчин) от всеядного жёрнова эпохи. Мы уедем в Париж, обещает она. Ответом служит глумливый смех толпы...
Куда приведут мечты? В Париж ли, в Ниццу, Шанхай или окунут в наркотические грёзы? Выбирай сам, кого ты впустишь в открытые двери, в свою квартиру, в свою душу. Выбирай сам, на какой цвет ставить, когда на кону – любовь, честь и преданность. Но будь готов, что ставка может не сыграть. И на цветной шёлк осядет пыль, поднятая кирзовыми сапогами, в которых пришла эпоха. И под грохот её шагов рухнут иллюзии и сокрушатся надежды…
Эпилог
Ольгу Корчагину мечты ведут в ином направлении – стремительно и резво. Лишь вчера окончив Екатеринбургский государственный театральный институт, уже сегодня она вновь собирается учиться – премудростям режиссёрского искусства. И режиссёры с именем и репутацией уверяют: «У Ольги впереди большая дорога. Впрочем, о грядущих постановках и не спрашивайте: не расскажет. Всему своё время».
Да и место своё. Вам, например, – в зрительном зале, когда в следующем сезоне на сцене ТДТ скрипнут дверные петли «Зойкиной квартиры».