Наша матерь – Сибирь, а Тобольск нам – отец… Это я строчку из «Сибирского марша» Дмитрия Ревякина чуть переделал, но он, думаю, простит.
А Тобольск действительно отец. Тобольск – мужчина… Только настоящий мужик мог вот этак – прийти в незнакомый, тяжёлый норовом край да и поселиться здесь навек. Щуря от дыма глаза, не замечая гнуса, по пояс порой уходя в воду, ворочая брёвна, играя топориком, врастал мужчина-Тобольск в зыбкую почву листвяными ногами. Поднимал вверх срубы, гнал к небесам сперва печные трубы, а уж потом и маковки колоколен.
Дорогие мои читательницы, не ищите здесь гендерной дискриминации. Без вас, конечно, не развернулся бы Тобольск во всю свою силищу. Без вас, вообще, никуда. Но сперва всё же мужчина строит дом, а уж потом приводит туда свою ненаглядную. По крайней мере, раньше так велось.
И крепчал Тобольск телом и духом. Казачий, стрелецкий, плотницкий да кузнечный, рыбачий, землепашеский, ремесленный… Довольно скоро он обзавёлся удобствами для души, начал заводить какие-никакие предметы роскоши.
А рядом бряцала потихоньку монистами старшая сестрица Тюмень. По другую сторону набухала богатствами торговая тётушка Мангазея. Но ушла во мхи Мангазея. А вот крепкие парни, сыновья Тобольска, отправленные им на Урал, Север и Восток, возмужали там и крепко встали. Имена им – Ханты-Мансийск, Сургут и Салехард, Томск, Якутск, Иркутск и Красноярск, Петропавловск-Камчатский… Да много их. И все мужчины.
Не мной сказано про Тобольск – «отец городов Сибирских». Сказано верно. Сказано, что скобами коваными сбито, пеньковым канатом стянуто и сверху, для официальности, сургучом припечатано.
И всем нам Тобольск – отец. Спокойный, миролюбивый… Не уважающий лишнего шума вокруг своей персоны. Основательный. Неторопливый. Сильный… Ну да, иногда батя наш может и хватануть из ковша огненного. Любит и самокрутку, на завалинке сидючи, запалить. Но эти слабости папане можно и простить.
Да к тому же наш город-отец совсем по-современному спортивен. Он умеет быть актуальным на театральной сцене. Он поёт великолепно поставленным голосом, знает танцы, классические и модные. Играет чуть ли ни на всех музыкальных инструментах. Совершает научные открытия.
И не от силков, топора и сохи живёт теперь наш батя. В укромном местечке построил он неплохой аппарат перегонного типа и чего-то там химичит. Да так ловко, что даже губернатор области и Президент страны туда наведываются – глянуть, что да как.
Завтра твой день, отец… Твой праздник, Тобольск-батюшка. И мой, значит… Наш, общий. Праздник всех, кто с тихой гордостью говорит о себе: «Я – тоболяк».
По этому случаю предлагаю тост. За отца!!! И праздничный салют чтобы. Из 428 орудий. Ура!