Медиакарта
16:10 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Не хуже других»…

«Не хуже других»…
10:57 | 28 сентября 2010

…а то и лучше желают сделать родители своих детей. Забывая порой во главу угла ставить свою любовь к ребёнку, а не новомодные методики и программы по подготовке к школе. «Наш уже бегло читает, считает до ста и умеет писать!» – важнейший родительский критерий для поступления в первый класс. Нисколько ни умаляя достоинств будущего кандидата в первоклассники, а также сил и средств, потраченных на его подготовку, всё же попробую усомниться в общепринятых и несколько самовлюблённых выводах родителей.

– Только ли эти умения необходимы для успешного начала школьной жизни? – задаю вопрос психологу гимназии имени Н.Д. Лицмана Татьяне Яковенко.

– Конечно нет. Необходима психологическая готовность ребёнка к школе, которая связана с его физическими, умственными, мотивационными, эмоционально-волевыми и другими качествами, – подтверждает мои сомнения Татьяна Владимировна. – Какой бы он «продвинутый» и одарённый ни был, мы не рекомендуем идти в школу раньше шести с половиной лет. Ведь школа почти наполовину снижает двигательную активность, которая является биологической потребностью дошкольника. Самое тяжёлое для него – сохранять в течение урока одно положение тела, а это приходит с взрослением. Читающий и умеющий писать ребёнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить грамотному пересказу, умению рассуждать и логически мыслить. А выработка общеучебных умений и навыков методом «натаскивания» зачастую оборачивается против ребёнка – у него снижается мотивация учения. Современных детей обучают по школьной системе «с пелёнок», поэтому желание учиться к школьному возрасту у них пропадает.

– Вот почему прежний «Филиппок» хотел в школу, а нынешний – не часто…

– Да. По исследованиям физиолога, доктора биологических наук М. Безруких, 80 % детей в школу идти не хотят (?!). Есть случаи, когда ребёнок испытывает огромное желание стать школьником и учиться, как брат, сосед, знакомый. Но через некоторое время заявляет, что в школу не пойдёт – там тяжело и не интересно, длинные уроки и короткие перемены, злые дети и строгие учителя. Здесь мы говорим о неспособности регулировать своё поведение, управлять желаниями и эмоциями. А самодисциплина воспитывается в условиях семьи. Чтобы не было проблем в дальнейшем, родители должны помнить, что только доверие требованиям учителя и поддержка учителя в его требованиях к ребёнку (выступать с ним единой командой) помогут принять «внутреннюю позицию школьника». Если сохраняются неадекватные поведенческие реакции, то есть смысл более внимательно отнестись к проблемам детей, обратившись за консультацией к детскому психологу или неврологу.

– Ну а если ребёнку в школе сказали обидное слово или не взяли с собой в игру, а того хуже – учитель не похвалил за работу. Что ему делать?

– Таких психотравмирующих моментов действительно в школе большое количество, и дети по-разному на это реагируют. Эмоцио-нальная устойчивость во многом зависит опять же от внутрисемейных отношений. На их основе он выстраивает собственное социальное поведение за пределами дома. Чтобы оградить психику школьника, родителям необходимо избегать выяснения отношений при детях, агрессивного реагирования, тягостной атмосферы в доме; непозволительно вовлекать ребёнка в свои разборки. Когда ребёнок будет чувствовать себя защищённым в семье, тогда он станет менее уязвим в эмоциональном плане. Проблемы в школе неизбежны, но они все решаемы.

– Как проходит адаптация маленьких гимназистов? Готовы они к серьёзной и насыщенной гимназической жизни?

– Это покажет время. При благоприятных условиях процесс адаптации заканчивается через 5 – 6 недель, т.е. к 15 октября. Сейчас, наблюдая за детьми на уроках, вижу, что примерно 5 – 6 детей из класса не только не замечают взгляд учителя, но и не реагируют на адресное замечание. Будем работать над этим совместно с учителями и родителями. Хуже адаптируются мальчики в силу их психической организации. Только внимательное отношение к своему ребёнку позволит соизмерить нагрузки в соответствии с его индивидуальными особенностями, поможет избавиться от ситуа-ций, когда взрослые предъявляют завышенные требования, желая удовлетворить собственные амбиции и не допустить сравнивания детей, снижая их самооценку.

И ещё добавлю, семья и школа должны действовать едино. Недовольство учителем, недоверие к нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и равнодушие родителей к этим вопросам, непременно передаются детям, подрывают авторитет учителя и разрушают ту устойчивую отправную платформу воспитания, какой служит безусловное уважение взрослого ребёнком.

У тех родителей, кто только начинает готовить своих чад к школе, ещё есть возможность последовать всем советам психолога и правильно выстроить свои действия. А тем, кто увидел ошибки в воспитании и упустил время, придётся исправлять упущенное уже в ходе учёбы.

Дарья ЛИСОВСКАЯ