Медиакарта
5:51 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мания образования

11:32 | 29 июля 2015
Источник:

В тюменских вузах подходит к концу приемная кампания. Абитуриентов стало еще больше, а бюджетных мест - меньше. И, несмотря ни на что, подавляющее большинство выпускников по-прежнему выбирают «непыльные профессии» - такие, как юрист или управленец.

О культе дипломов, переизбытке филологов и о конце эпохи «института унижения» мы поговорили с Татьяной ТОПОРКОВОЙ, преподавателем университета, известной тюменской журналисткой.

Сплошной эксперимент

- Татьяна Александровна, в этом году в тюменских вузах наблюдается прямо-таки грандиозный наплыв студентов. Неужели эта мания высшего образования никогда не закончится, и абитуриенты не обратят, наконец, внимание на техникумы?

- В обществе срабатывают очень мощные стереотипы. Отчасти они берут свое начало еще с перестроечных времен. Тогда считалось, что успешные люди непременно должны иметь высшее образование. И сейчас эти стереотипы продолжают жить. Хотя, мне думается, в таком пренебрежительном отношении к училищам и колледжам есть причина. Там уровень преподавания несколько иной. А еще, если говорить сегодняшними терминами, промоушн плохой. Если провести хорошую пиар-кампанию, то многое можно изменить. Но сейчас этого не делается.

А что касается «приемной лихорадки», сегодня абитуриенты редко поступают, четко определившись, что им необходимо. Рассуждают обычно так: «Я поступлю, например, на гуманитарные дисциплины. На лингвистику, может быть, журналистику, да и история вроде бы подходит. А раз у меня вышел хороший балл на ЕГЭ по математике, то я и на матфак еще подам документы». У нас в России всюду не дороги, а направления.

- И почему так происходит?

- Это связано с общей нестабильностью в государстве. Потряхивает нас регулярно. И не очень понятно, куда эта кривая выведет и какая специальность будет востребованной и успешной. Это одна причина. Вторая - переход на ЕГЭ и новая двухуровневая образовательная система (переход на бакалавриат и магистратуру - Ред.). В школах настолько зациклили образовательную программу на ЕГЭ, что ни о каких компетенциях говорить не приходится. Учеба на бакалавриате, как правило, тоже не дает практических знаний, которые пригодятся в профессии. А зачем учиться в магистратуре, и вовсе пока не очень понимают ни студенты, ни порой сами преподаватели. Хоть она и дает второй диплом, но не ясно, для кого она: для будущих научных работников или для тех, кто хочет получить более практические знания по профессии.

Никого не боятся

- Любопытно, что у нас сейчас и второе, и третье высшее образование уже не вызывают никакого удивления. В обществе установился какой-то культ дипломов?

- Когда человек учится, это в любом случае достойно большого уважения. Наверное, если человек ошибся в первом образовании, получить второе правильно. Но зачастую у нас есть такие люди, которые всю жизнь учатся, не закатывая рукавов. И дипломы собирают, как медали, без особой надобности. При этом качество дипломов, свидетельств, аттестатов сегодня не сведено к одному ранжиру, и определить его непросто: кто знает, заслуженно их получил человек, или он просто заплатил за «корочки»?

- Многие преподаватели говорят, что современных студентов сложно обучать. Есть даже понятие «тестового» интеллекта - в отношении ребят, которые были воспитаны на ЕГЭ и не способны анализировать.

- Те ребята, которые поступают сейчас, по сравнению с теми, с кем мы работали 10-15 лет назад, гораздо независимее. Они не так преклоняются перед авторитетом. У них есть собственное мнение, они не боятся и могут не соглашаться с нами. И это хорошо. Это говорит о том, что тот «институт унижения», который у нас существует в школах, университетах, когда ты не смеешь возразить преподавателю, постепенно уходит. Сейчас преподаватель должен заслужить уважение. А вот чего стало меньше - это пытливости ума, когда человек не пытается добраться до самой сути. ЕГЭ в этом тоже виноват. Как данность берут то, что прочитали в Интернете, у молодежи не возникает желания установить причинно-следственные связи, аргументировать, аналитики они плохие. Да, это связано с так называемым «тестовым» интеллектом, когда ответ выбирается между «да» и «нет» и не ставится вопрос «почему». Сомневаться в том, что один вариант правильный, не приходится. А ведь интеллигентному человеку свойственно размышлять.

Дорогу - инженерам

- То, что сейчас бюджетные места отдают под технические и естественно-научные специальности, - это правильно? Не пожалеем ли мы об этом в будущем?

- Переизбыток экономистов и юристов очевиден. Причем уровень их подготовки оставляет желать лучшего. И то, что катастрофически не хватает инженеров, тоже ясно. В определенный момент народ в нашей стране ринулся торговать, и только сейчас начали наконец-то понимать, что надо уже и производить. Вот и понадобились инженеры. И это, конечно, оправданно, но прежде чем их выпускать, надо бы производство наладить, чтобы им было где работать.

- Что же получается: стране не нужны ни грамотные юристы, ни филологи, ни историки? Но это ведь интеллигенция...

- Получается, что не нужны. Раньше, когда ребята поступали на филологов, они знали, что будут работать в школах. Сейчас абитуриенты уже изначально идут, не собираясь преподавать русский язык и литературу. А разве есть в стране значительная потребность именно в ученых-филологах, которые занимаются только наукой? Немного непонятно, куда они пойдут работать. Поэтому и сокращают количество бюджетных мест для будущих филологов, историков, психологов. Лингвистов тоже, потому что иностранный язык на сегодня - это не специальность, а знания, которые сами собой разумеются.

- Положа руку на сердце, может ли Тюмень превратиться в сильный образовательный центр? Ведь пока предпосылок нет: сильные выпускники предпочитают ехать учиться в Москву и Питер, на худой конец – в Екатеринбург и Томск.

- Надо еще отдавать себе отчет, зачем ты едешь в тот же Питер? Для того чтобы учиться, или ты просто мечтаешь жить в городе на Неве? И если разобраться до конца в этой мотивации, то еще неизвестно, кто едет за образованием, а кто - за новой жизнью, с установкой, что карьеру можно сделать только в столице. А такая позиция очень сильна в нашей стране.

С тем же, что университеты в названных вами городах сильнее, поспорить нельзя. На это указывают рейтинги и показатели. У нас же сейчас университетами называют все, что угодно, - пединституты, филиалы. Это те заведения, которые сейчас спешно закрывают. Перенасыщенность высшим образованием привела к тому, что качество упало настолько, что нужно его доказывать. Наилучший путь развития для тюменских вузов, на мой взгляд, это переориентироваться на практику. Вряд ли им светит слава научно-исследовательских центров или федеральных университетов, а вот достойных учебных заведений, выпускающих грамотных специалистов, - почему бы и нет?

ДОСЬЕ

Татьяна ТОПОРКОВА.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистского мастерства. Обладатель звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», медали вуза «За выдающиеся успехи». Научно-педагогический стаж - 16 лет. Известный тюменский тележурналист, автор документальных фильмов, член Союза журналистов России, автор книг. Обладательница гран-при фестивалей «Белые пятна истории Сибири» и др.

Автор: Анна ШАНИНА (Фото с сайта www.tyumsma.ru)