Медиакарта
1:42 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Красное и серое

10:00 | 17 сентября 2015

Большую сцену ТДТ в этом сезоне открыл премьерный показ спектакля «Зойкина квартира». Спектакль по пьесе Михаила Булгакова поставила актриса театра Ольга Корчагина.

Времена НЭПа, тяжёлая поступь серошинельного государства, кирзовые сапоги, топчущие красные розы… Выплёскиваются в зрительный зал музыка, алые сполохи революции, сумасшедшая энергетика гибельной эпохи. Как ни захватана пальцами, как ни затёрта эта фраза, но и тогда, и двести лет назад, и сейчас квартирный вопрос продолжает портить людей.
Казалось бы, ну что это – квартира? Четыре стены, потолок… А посмотрите, какие страсти бушуют, какие драмы разыгрываются, превращая квартиру в горнило, в кипящий котёл, где плавятся и испаряются деньги, судьбы, жизни.
Вот взгляните: перекладина – потолок, ещё пара перекладин – стены. Вырос на сцене металлический параллелепипед. Герои думают, что это квартира, собственность, которую нужно отстоять, выгрызть зубами. А, отстояв, выжать из этой собственности всё, что возможно. Из зрительного зала кажется, будто Зойка и её домочадцы заперты в клетке, мечутся и бьются о прутья…
Вот вам металлический кубик – делайте с ним, что хотите! И Зоя Пельц (Ирина Полыгалова) включается в игру, кидает игральные кости. Замирает брошенный кубик – «Ателье»! Пишем «ателье», читаем – «весёлый дом». («Ох и развратник же был Михаил Афанасьевич!» – пересмеиваются после спектакля зрители в фойе.) Хотели веселья? Вот оно – черпайте пригоршнями! У Зои Денисовны полны закрома: и страстными танцами, и золотистым шампанским, и обворожительными дамами, и алыми розами. Налетай, плати звонкой монетой да красным червонцем.
Что шьют в ателье? Серые шинели, рабочую одежду, политически выдержанные платья. Тонкие парижские туалеты, летящие шёлковые наряды, роскошные струящиеся одеяния. Мечты о будущем, преступные замыслы, коварные планы. Суждено ли сбыться мечтам? Это уж как кубик упадёт, какая грань окажется сверху. А то вдруг… стукнет дверью. «Судьба – это ты!» – скажет Зоя Пельц.
А судьба любит рядиться в разные обличья. То наденет белые штаны Аметистова (Андрей Михалёв), и дело вдовы Пельц приобретает необыкновенный размах. А то накинет на плечи серое сукно и бесцеремонно натопчет в гостиной. Протянет, размотает красную нить. Нить тонкая, но прочная, опояшет, запутает – не перервать.
Невесомы, но крепки невидимые стены. Застывает в своей клетке Зоя, замирает повязанный с ней одной нитью Обольянинов (Роман Турчин). Все персонажи оказываются будто бы внутри гигантской музыкальной шкатулки. Клетка, шкатулка, коробка… Что это – может быть, музей, где все «бывшие»? Витрина, где за стеклом бывшие графы и бывшие горничные, бывшие светские львицы и бывшие директора трестов? Историческая экспозиция…
Но подождите! Зоя Денисовна сейчас что-то скажет.
– Прощай! (Жизнь? Любовь? Мечта?) Прощай, моя… квартира!
Полный фотоальбом смотрите на сайте tobolka.ru

Автор: Марина МИЛОВА Дарья Федотова (фото)