…Мальчишкой он не был паинькой. Сам не задирался, но, когда было нужно, давал достойный отпор.
До девяти лет он жил в Княжёво, где его отец трудился председателем колхоза. Повзрослев, поступил учиться в аэроклуб ОСОАВИАХИМа – авиацией тогда грезил едва ли не каждый второй пацан. Там он познакомился с Павлом Шаровым – будущим Героем Советского Союза, Ефимом Васениным, Дмитрием Турлаковым, все они были родом из деревни, что их и объединяло помимо тяги к авиации.
Нередко над ними, деревенскими, городские ребята подтрунивали: куда, мол, вам в небо, вы ещё на поезде не ездили…
Не ездили, да… Некуда было ездить. На учёбу в аэроклуб добирались на подводах, на грузовых машинах.
Пройдя необходимый теоретический курс по изучению самолёта, мотора, основ теории полёта и самолётовождения, изучив воинские уставы и «Наставление по производству полётов», юноши успешно сдали зачёты. А затем их впервые вывезли на аэродром – небольшую площадку с ангаром. После нескольких дней наземных тренировок по управлению самолётом, который был поставлен на большой деревянный штырь и имел три степени свободы на этом штыре, они впервые приступили к полётам на ПО-2.
Надо ли говорить, какой восторг испытывали деревенские юноши, насколько переполняла их радость единения с небом! Ежедневно с рассветом они уезжали на аэродром в кузове грузовика, пели в пути задорные песни, шутили. Запевалами обычно были лётчик-инструктор Вячеслав Петров и курсант Вечерек, студент медицинского училища.
«О, как мы гордились тёмно-синими комбинезонами и простыми лётными шлемами! – многим позднее писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза А.С.Шаров. – Мы выполняли все требования «Наставления по производству самолётов». Ходили только строем, со звонкой песней. Строго выполняли все правила передвижения по аэродрому. Выпускали стенгазету «Стартовка», следили за тем, кто и как летает. Обсуждали, вскрывали причины ошибок и стремились к тому, чтобы скорее овладеть техникой пилотирования. Мечтали о полётах строем, по маршруту. Мечтали попасть в школу пилотов. Это были неповторимые дни романтической юности, высокой целеустремлённости, упорного, кропотливого труда для осуществления заветной мечты – стать военным лётчиком, защитником воздушных рубежей нашей советской Родины!»
Командование аэроклуба как будто читало их мысли. Вскоре после окончания полётной программы и сдачи государственных экзаменов осенью предвоенного 1940-го года их пригласили в родной аэроклуб. Комиссар аэроклуба Пётр Иванович Нечаев кратко рассказал курсантам о международном положении и предложил поехать учиться в военную авиашколу пилотов. Конечно же, все согласились, и уже через день всем выпуском Тюменского аэроклуба сорокового года они уехали в Омск…
Читать далее>>>