Всего год назад ФАНК сделал шаг из Москвы, чтобы после колесить по стране, существенно расширить аудиторию, которой небезразлично кино – научное и нескучное.
Директор фестиваля Екатерина Хаустова с командой днями и ночами ищут полнометражные, качественные фильмы о науке, которые хотят сделать доступными отечественному зрителю. Нет уверенности, что соберётся зал, но всегда есть желание делиться новым и интересным. Команда ФАНКа не концентрируется лишь на поиске фильмов и демонстрации их широкой публике. Она выводит в мир и просветительские проекты, многие из которых были привезены в Тобольск и пришлись по вкусу горожанам. Каждый из проектов нашёл свою аудиторию: молодёжный Science Slam, детская школа практической химии; выставка путешественника Леонида Круглова (о беседе с ним читайте в ближайших номерах газеты) и фильмы (их, конечно, лучше смотреть, чем говорить о них) покорили всех – малых и великих.
Есть ли смысл в подобных масштабных затеях на таких небольших площадках, как Тобольск? Вдруг результат, как неоднократно упоминаемый на фестивале бозон Хиггса, будет незаметен?
– СИБУР производит системную работу по популяризации научных специальностей и науки в целом, – объясняет управляющий директор СИБУРа по развитию новых технологий и производственной системы, энергетики и ИТ Василий Номоконов. – Уверен, что Дни научного кино в рамках ФАНКа позволят стимулировать дальнейшее профессиональное развитие молодых учёных, инженеров, технологов, потребность в которых высока в научно-производственной сфере.
– Успешный бизнес начинается с интереса к предмету, – продолжает главный эксперт направления «Поддержка инвестиционной деятельности и социальной политики» СИБУРа Ирина Бурбо. – Были времена, когда наука перестала быть модной, и наша страна замедлила темпы развития. Откуда взяться новым технологиям, если никто не хочет вкладываться в науку? Сейчас время инициатив, генерации идей. Наша компания всегда подобные начинания поддерживает. И популяризация науки, побуждение детей и молодёжи к научным свершениям – в интересах нашей компании в первую очередь.
Ударная химия
Повседневная жизнь доктора химических наук, старшего научного сотрудника МГУ Алексея Бобровского складывается примерно так: он оставляет в лаборатории пробирки и реторты, берёт в руки палочки и усаживается за свою немыслимую ударную установку. Немыслимую – от количества тарелок, тарелочек и прочих перкуссий, каждая из которых звенит-бренчит на свой манер…
– У меня самая большая установка в России, – признался Алексей. Но в Тобольск не привёз ни барабанов (невероятную установку и передвинуть не представляется вероятным), ни пробирок. Приехал он с лекцией о жидких кристаллах, которую читал в актовом зале филиала ТюмГНГУ.
Казалось бы, тема от рядового тоболяка далёкая: жидкие кристаллы, полимеры и остальные материи, к которым питают нежные чувства химики. Но оказалось, что почти каждый из нас запросто носит эти самые текучие кристаллы в кармане, в нематической фазе. Эдак замысловато Алексей Бобровский говорит о мобильных телефонах. Но забрался он так далеко от Москвы не сыпать умными словами, не разить знаниями публику.
Хотя, конечно, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2009 год, лауреат конкурса молодых учёных Европейской академии, автор и соавтор около 200 наисерьёзнейших публикаций, доктор наук, он мог бы потрясать взволнованную аудиторию познаниями… Но цель у проекта, идущего рука об руку с ФАНКом, несколько иная: не запугать наукой, а популяризовать её. И вот Алексей Бобровский везёт свои жидкие кристаллы и полимеры в Тобольск, чтобы мы… полюбовались их красотой.
Поглядите, как голубая фаза жидкокристаллического полимера напоминает мозаичную картину художника-супрематиста, необыкновенное, собранное из цветных осколков изображение в зеркале калейдоскопа. Как ЖК-полимер в холестерической фазе похож на плывущую в синем тумане луну, на неизвестную планету, представшую пред восторженным глазом астронома. Не химия – поэзия, живопись, астрономия, смешанные в одной мензурке. И, по рецепту Алексея Бобровского, конечно, добавим музыки.
– Каково такому серьёзному, значительному учёному объяснять науку на пальцах, переводить с языка высокой химии на обывательский?
– Сложно. Но необходимость в этом есть.
Скажем, заинтересовался в школьные годы мальчик Лёша передачей «Очевидное и невероятное», захватила, увлекла его наука. Стал Лёша побеждать в естественнонаучных олимпиадах, потом подрос до химфака МГУ, достиг определённых научных вершин, опираясь на фотохромные ЖК-полимеры. И, стоя на этих вершинах, даже познакомился с Петром Капицей. Теперь, говорит Алексей Бобровский, науку вновь, как и во времена СССР, поворачивают к людям. Чтобы узнавали в лицо. Чтобы школьников и студентов, посмотревших фильм, послушавших лекции, цеплял научный интерес. Цеплял и приводил к исследованиям, а после – кто знает! – и к новым открытиям.
Алексей глядит в микроскоп на свой ЖК-полимер, который после облучения лазером похож на пламенеющий Марс, и складываетcя очередная лекция – учёному хочется поделиться красотой химического открытия и с теми, кто от науки далёк. Пока далёк. Ну, скажем, как Марс от Земли.
– А что всё же ближе к сердцу – химия или музыка?
Алексей берёт паузу, как будто взвешивает в руке барабанную палочку, а в другой – мензурку. Уравновешиваются. Душа поёт от химии, а от музыки – расцвечивается мозаичным полимером.
– Я делаю то, что нравится. Вот и весь секрет – в согласии разума и души.
В конце концов, если душа и разум Бобровского устают (вдруг) от химии и барабанов, спасает отдушина астрономическая: верный друг телескоп. Вот, смотрите, Венера проходит по диску Солнца. Или это опять полимер в холестерической фазе? Что тут скажешь: учёная душа – сплошная космическая загадка.
Сокрушительная наука
Били словами, ломили противника интеллектом участники, собравшиеся на первый Science Slam («Битву учёных») в Тобольске.
Самые умные этот вечер провели в ночном клубе «Чердак» на том самом «слэме»Science Slam. Что произойдёт, если учёного вырвать из привычной академической среды и бросить на растерзание публике? Битва покажет!
Если мы говорим о популяризации науки, то этакий стэндап – неформальный и доступный подход к серьёзным темам – самый удобный путь к науке для молодёжи. Не для тех, кто увяз в этом омуте глубоко и прочно, а для тех, кто ещё присматривается, принюхивается. Блеск интеллекта усиливается огнями ночного клуба, и, если повезёт, за барной стойкой подадут коктейль из остроумия, таланта и науки.
Дано: один учёный – один микрофон, десять минут и любые спецэффекты, чтобы очаровать публику системой электрообогрева или нефтепроводом. Невозможно? Наука – то же творчество, и физика может вдохновлять на подвиги.
Простыми словами о сложном рассказали тюменцы и томичи – своих слэмеров тобольская земля пока не подготовила. Василий Рыбин оказал скорую помощь нефтепроводу, Лев Максимов предложил сделать конфетку из отходов, трубы грел Олег Денисенко. А вот Николай Мелюшонок устроил в клубе «Флопперный театр». Зажужжал, запищал ансамбль из флоппи-дисководов (мы ещё помним, что это), «полились» в зал мелодии из известных фильмов. Да и сам Николай не уступил механическому оркестру – ударил по струнам электрогитары.
– Это для меня третья битва, и я ещё шлифую программу. Человеку, занимающемуся наукой, нужно не только сидеть в своей лаборатории. Надо выходить и в люди – рассказывать, для чего ты корпишь над пробирками и механизмами.
Но оваций удостоился Богдан Петренко из северского филиала Московского инженерно-физического института. С такой темой, как люминофоры (светящиеся вещества), никак не останешься в тени. Тем более в ночном клубе! В институтских лабораториях студент шестого курса Богдан уже запекает люминофоры собственного изготовления. Глядишь, и перейдём с зарубежных аналогов на своё, российское. За перспективные разработки и зажигательную подачу Богдан увёз домой боксёрские перчатки – символический приз за победу в научном ринге.
Школа
практической магии
Особенно вкусной частью фестиваля стала детская программа. Несмотря на названия – «Недетская нефтехимия» и «Секреты нефтехимии», – естествознатели, юные и любопытные, устроили на площадке проекта аншлаг.
В центральной библиотеке имени А.С. Суханова расположилась настоящая лаборатория – колбочки и баночки привёз с собой аспирант Новосибирского университета Иван Поликарпов. Ароматный опыт продемонстрировал, как из апельсиновых корок можно добыть эфирное масло, а сам Иван раскрыл большой химический секрет – как из нефти выходят керосин и мазут и почему лет двести назад бензин был никому не нужен.
Не меньше повезло и учителям любознательной детворы: им предложили открыть удивительный чемоданчик, в который можно уместить если не всю науку, то изрядную её часть. Во всяком случае, ту часть, с помощью которой можно устроить увлекательное шоу с гидрофобными жидкостями, токопроводящими поверхностями и наноразмерными элементами. Впрочем, повезло скорее самим ученикам: возможно, теперь-то естественно-научные дисциплины в школе зарядятся свежим электричеством. Тем более что на закрытии ФАНКа «наночемоданы» разошлись по школам города со сверхсветовой скоростью.
Свою школу основал молодой химик из Казани Артур Сабиров. Школа практической химии «Бутлеровка» – сродни школе магии, только получаемые там знания можно применить и в повседневной жизни. Артур обосновался в лаборатории школы № 17 и удивил своих временных учеников магниевым вулканом и волшебными чернилами. Хлоридом кобальта выводили таинственные письмена, которые можно прочесть только при нагреве, а стеклянную колбу безо всяких заклинаний, с помощью лишь нитрата серебра и аммиака, превратили в сверкающий ёлочный шар.
Артур – студент четвертого курса Казанского федерального университета и большой фанат химической науки. Такие, как он, и несут свет учения в массы: Артур свободное время посвящает популяризации химии и колдует над колбами со своими учениками, которых ищет в обычных школах. Обычных, да не совсем…
– Я люблю работать с детьми, но оказалось, что с нуля объяснять тяжело. В мой класс попадают дети, уже знакомые с химией и имеющие склонность к науке. И с самыми талантливыми мы практикуем настоящую, живую химию. Такую, какой не покажут на школьных уроках.
В тобольской школе (попутно отметив отлично оборудованную лабораторию) Артур Сабиров учил отличать «железную» воду от питьевой и показал, как протестировать воду на кислотность. Пройдя огонь спиртовок, воду и «аргентум эн о три», наши школьники доказали, что ничуть не меньше казанских достойны учёбы в «Бутлеровке».
Успеть за семь дней
Научная неделя пролетела на одном дыхании и завершилась торжественно – подарками, грамотами и прочувствованными речами.
Организаторы, сиротливо устраивавшиеся на ступенях кинозалов во время демонстрации фильмов, тем не менее сияли. Сидят на ступенях – значит, свободных мест нет, зал набит битком. Зал полон – значит, фестиваль удался. Успех фестиваля научного кино свидетельствует о торжестве научной справедливости. Не зря семь дней демонстрировались фильмы, читали лекции учёные, горели ровным пламенем спиртовки. Знать, наука интересна не одним лишь столицам, и Тобольск, всё чаще становящийся ареной значительных культурных и образовательных событий, умеет понимать и принимать Большую Науку. Это вам не бозон Хиггса, это – очевидный факт.
Своё мнение о фестивале сложилось у тоболяков.
Студентка местного филиала ТГУ Анна Черкасова старалась попасть на каждое событие ФАНКа:
– Такие мероприятия всегда очень увлекательны и пробуждают недюжинный интерес к науке. Это первый такой фестиваль в Тобольске, но, надеюсь, он у нас приживётся.
Инженер-программист Евгений Смирнов стал третьим в фотоконкурсе «Научные кадры»:
– Мне как выпускнику естественно-научного факультета были понятны и лекции, и фильмы. Но доступный и лёгкий язык, занимательные опыты сделали науку ближе для всех. Дебют фестиваля был удачен: эффектное, незабываемое событие, поддерживающее интерес к научным изысканиям.
Директор филиала ТюмГНГУ в Тобольске, депутат городской думы Людмила Останина принимала в стенах института не одно событие ФАНКа:
– С удовольствием встречали такое важное для города мероприятие. Оно объединило людей разных профессий, разных возрастов интересом к науке. Фестиваль поднимал актуальные темы, которые можно было обсудить с экспертами. Новое, полезное начинание, которое не может не найти отклик в горожанах.