Медиакарта
14:18 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Изрубленные, но непобеждённые

11:37 | 12 декабря 2015

Даты 11 и 12 декабря для Тобольска могут считаться Днями воинской Славы. Да не могут, на мой взгляд, а должны.

Наша газета не раз обращалась к теме событий при Ильинской крепости, но, наверное, это тот случай, когда лишнее напоминание не повредит.
Итак, переносимся силой мысли в 1773, тревожнейший для России год. Пугачёвщина…
А помогает нам в этом писатель Виктор Неверов, проживающий в селе Ильинка. Можно сказать, на месте тех давних событий.
«Декабрь 1773 года. К этому времени почти вся Оренбургская губерния пылала в огне. Крепости Первой и Второй защитной линии вывели свои войска на защиту осаждённого Оренбурга. Пугачёв с лёгкостью выставлял десятки тысяч повстанцев.
Правительство решило выслать на помощь сибирские войска. Тобольск из своего гарнизона снарядил 500 воинов под командованием секунд-майора Заева. Быстрые сборы, служба у Софийского собора и в путь, на выручку. На марше к ним присоединились ещё 700 воинов, и уже 1200 человек, возглавляемые генералом Станиславским, спешили до снега и морозов дойти до Орской крепости».
Примечание: Ильинская крепость (небольшое укрепление между Орском и Оренбургом) в начале декабря была взята отрядом Хлопуши. Уничтожив малочисленный гарнизон (геройски погиб и комендант крепости Лопатин) и разграбив склады, пугачёвцы ушли прочь.
11 декабря. Разведка тобольского отряда (520 человек), шедшего сквозь метель на Оренбург, доложила о приближении войска Пугачёва (не менее 2 000 сабель). Секунд-майор Заев принимает решение – укрыться в разбитой Ильинской крепости.
И вновь слово Виктору Неверову.
«Едва успели забаррикадировать сломанные ворота и выставить на бастионы три пушки, с которыми шли от Тобольска. Приняли бой, продолжавшийся дотемна.
12 декабря с утра отряд Заева принял ещё один бой, который длился до полудня. В неравном сражении погибло 13 офицеров и до 200 нижних чинов. Двухтысячное полчище Пугачёва тоже потеряло убитыми до 200 человек. После небольшого перерыва возобновился неравный бой, и защита была сломлена. Рубились в стенах.
Бой проигран. Суд. Четверо тобольских офицеров, оставшихся в живых… Раздетые донага, привязанные к ящикам с ядрами, они отказались изменить присяге и продолжали выкрикивать, что Емелька Пугачёв не царь, а вор. Пока длилась казнь над офицерами, сотня смельчаков отбила коней и ускакала в Орскую крепость. Обмороженные, добрались через три дня. Каждый на допросе рассказал о неравном сражении и гибели товарищей в бою.
Через сутки из Подгорненского редута ночью пришла команда в сгоревшую крепость. В 5 утра достучались до священника Ильинской церкви Петра Павлова. Тот показал останки майора Заева – порубленное в куски тело было сложено у крыльца. Обнаружены были замороженные части тел нескольких офицеров, остальные трупы занесло метелью. Отряд нашёл по погребам 25 раненых солдат. Троих забрали сразу, за остальными обещали прислать коман­ду с подводами. Раненый в лицо капрал Кайгородов, еле живые Панин и Ахлестин на допросе в Орской писали о том, что видели в бою».
Примечание. В 1834 году, через 60 лет после смуты, А. С. Пушкин, работая над «Историей Пугачёвского бунта», изучал архивные документы. Подвиг тоболяков в Ильинской крепости поразил его настолько, что он записал: «История должна сохранить сии смиренные имена».
Затем была «Капитанская дочка» и глава, в основу которой легла история суда Пугачёва в Ильинской крепости.
Виктор Неверов говорит уже о делах сегодняшних.
«По окончании архивных поисков и работы над книгой «Дикий край» я связался с журналистами «Тобольской правды». Они ответили, что тоже занимаются этой темой, так что интересы наши совпали.
Удалось мне побывать в Тобольске, городе, из которого ушёл в свой последний поход отряд майора Заева. Тоболяки умеют с достоинством хранить свою историю. Отметив это, я предложил устроить в городе аллею голубых елей, выращенных в нашем селе Ильинка Оренбургской области. Аллея увековечит подвиг тоболяков, сохранивших честь и достоинство русского воина.
В нынешнем году журналисты «Тобольской правды» побывали в Ильинке, приняв участие в храмовом празднике села и митинге, посвящённом событиям 242-летней давности. Они возложили цветы к памятнику погибшим воинам-тоболякам, который ильинцы ставили всем миром, передали официальным лицам подарки от администрации Тобольска, высыпали у обелиска горсть сибирской земли.
Это значит, что память жива, что имена героев мы чтим и храним, как завещал это Пушкин».

Автор: Дмитрий КАРАСИЕР