Медиакарта
1:33 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Управдом» – в помощь собственникам жилья

10:28 | 25 января 2016
Источник: Тюменский край

Об итогах реализации проекта «Управдом» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», новеллах в жилищном законодательстве и планах по обучению председателей советов многоквартирных домов в интервью еженедельнику «Тюменский край» рассказал региональный координатор проекта, советник председателя Тюменской городской Думы Юрий Будимиров.

– Юрий Борисович, какие цели и задачи у партийного проекта «Управдом»?

– Проект «Управдом» направлен на собственников, которые активно занимаются процессом управления своим домом, то есть, главным образом, на членов и председателей советов многоквартирных домов. Чтобы эффективно взаимодействовать с управляющими компаниями, люди должны знать свои права. Поэтому цель партийного проекта «Управдом» – повышение грамотности собственников многоквартирных домов, их просвещение в плане изменения законодательства. Также нам важно получать от собственников обратную связь, чтобы понимать, какие еще совершенствования в этой сфере необходимы.

Так, например, инициатива по внесению изменений в Жилищный кодекс в части увеличения полномочий советов многоквартирных домов пришла «снизу», в частности, ее очень активно поддерживала Тюменская городская Дума, и, в первую очередь, ее председатель Дмитрий Еремеев. Теперь законом предусмотрена возможность оплаты труда председателя совета многоквартирного дома.

В составе проекта «Управдом» работает подпроект «Школа грамотного потребителя», у которого более широкая целевая аудитория: он охватывает всех настоящих и будущих потребителей жилищно-коммунальных услуг, занимается просвещением не только взрослых, но и молодежи, работая на перспективу с подрастающим поколением.
Жильцы должны четко понимать, что для того чтобы отстаивать свои права, их необходимо знать, а для этого необходимо прочитать основные статьи в Жилищном кодексе. Мы сами как собственники должны тоже следить за состоянием собственного дома: расходованием ресурсов и средств, коммуникациями, территорией. Да, между собственниками и управляющими компаниями существуют договорные отношения: собственники платят, УК – предоставляют услугу. Но следить за тем, насколько эта услуга качественная, и своевременно реагировать должны сами владельцы жилья.

– В 2015 году в Жилищный кодекс было внесено большое количество поправок. Что из изменений можно назвать самым существенным?
– О некоторых изменениях я уже сказал – это расширение компетенции советов многоквартирных домов и их председателей, предусмотрена возможность оплаты их труда. Кроме того, принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая статья 44.1 ЖК РФ. Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может так же проводиться посредством очно-заочного голосования. В новой редакции статьи 45 ЖК РФ изменен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Так собственники должны проводить ежегодное собрание в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом. При этом право созывать собрания получили собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. По новым правилам из статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются в виде протокола и решения, которые теперь являются официальными документами, а за подделку таких документов статьей 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

С 1 января этого года вступили в силу изменения, касающиеся штрафов. По новым правилам существенно увеличены штрафы за несвоевременную оплату коммунальных услуг как для простых граждан, так и для юридических лиц. Ранее было установлено, что в случае если жильцы не внесли квартплату до 10 числа месяца (в соответствии со статьей 155 ЖК РФ), следующего за прожитым, то с 11 числа уже начислялись пени за каждый день просрочки. Согласно принятым изменениям, пени на задолженность для должников в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. Однако с 31-го по 90-й день пеня составит 1/300 ставки рефинансирования (устанавливается Центробанком), а с 91-го дня – уже 1/130 ставки. До этого неустойка рассчитывалась по формуле 1/300 ставки рефинансирования с первого дня просрочки. Таким образом, для злостных должников штрафы существенно вырастут.

На сегодня также действуют положения, которые мотивируют граждан устанавливать индивидуальные приборы учета воды. Для тех, кто платит по тарифам, вводится повышающий коэффициент. Это нужно, чтобы защитить добросовестных потребителей воды. В наших квитанциях есть строка «Расходы на общедомовые нужды» – это разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета жильцов. То есть это вода, которую потребляют те, кто платит по нормативу, но расходует при этом очень много. Раньше платить за нее вынуждены все жильцы дома, теперь ситуация меняется.

Увеличение коэффициента происходит поэтапно: с 1 января по 30 июня 2015 года был введен повышающий коэффициент 1,1, с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2, с 1 января по 30 июня 2016 года коэффициент увеличится до 1,4, с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5, с 2017 года – 1,6. При этом изменения не коснутся тех граждан, в квартирах которых счетчики поставить технически невозможно.

– Расскажите, пожалуйста, кратко и в цифрах о том, что было сделано за прошедший год в рамках партийного проекта.

– Мы тесно сотрудничаем с тюменским общественным движением «За развитие самоуправления в жилищной сфере – Управдом», которое объединяет собственников, которые хорошо знают законодательство, эффективно работают с управляющими компаниями и тех, кто хотел бы этому научиться. В еженедельном режиме мы проводим совместные встречи, где делимся полезными наработками, опытом, разбираем сложные вопросы. В минувшем году прошло 35 семинаров, и за это время существенно прибавилось количество желающих посещать семинары, обмениваться мнением, изучать законодательство в жилищной сфере и практику его применения.

На базе Тюменской городской Думы при участии ее председателя Дмитрия Еремеева и депутатов городского парламента прошло три «круглых стола» на темы: «Раскрытие информации управляющей компанией», «Как построить эффективную работу с управляющей компанией? Проблемы деятельности управляющих компаний в сфере управления многоквартирными домами», «Взаимодействие управляющих компаний, органов местного самоуправления и собственников помещений». Также в 2015 году мы подготовили и провели шесть обучающих семинаров.
В мае прошлого года в рамках проекта «Школа грамотного потребителя» прошла акция «Международный день соседей». Она была направлена на то, чтобы жители могли ближе познакомиться друг с другом, укрепить добрососедские отношения между домами, дворами, кварталами и микрорайонами, а впоследствии находить общий язык при решении более сложных задач жилищного самоуправления.

Мы подготовили 4 информационных лифлета, один из них – совместно с Тюменской городской Думой об организации перекрытия межквартальных проездов во дворах. Другие посвящены насущным вопросам по управлению многоквартирным домом, например, как заварить мусоропровод, правильно провести собрание жильцов. Также в 2015 году было напечатано и распространено свыше тысячи экземпляров различных методических рекомендаций, подготовленных в рамках проектов «Управдом» и «Школа грамотного потребителя» на федеральном, а также на региональном уровне, в том числе совместно с городским парламентом.

– Какие задачи стоят перед проектом «Управдом» в 2016 году?

– В начавшемся году мы планируем совместно с общественным движением «Управдом» на регулярной основе проводить обучение председателей советов многоквартирных домов, начиная с самых азов. К процессу будут привлечены специалисты из различных областей, которые подскажут, как правильно и грамотно управлять своим домом. Чтобы воплотить проект на высоком уровне, мы собираемся заключить договор с Тюменским государственным архитектурно-строительным университетом.

Кроме того, планируем издать и распространить около 1000 экземпляров «Азбуки для потребителей услуг ЖКХ». В этом издании в простой форме приведена исчерпывающая информация по всем вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Детально разобраны такие темы, как состав общего имущества в многоквартирном доме, его содержание и текущий ремонт, проведение общего собрания собственников, предоставление коммунальных услуг, организация и проведение капитального ремонта и многие другие моменты.

Мы также продолжим разрабатывать и распространять информационные буклеты и, конечно, оказывать помощь в решении возникающих у собственников вопросов.

На фото: Юрий Будимиров

 

Автор: Ольга Рыжкова