Медиакарта
16:13 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Самый главный агроном

10:51 | 03 мая 2016
Источник: Красная звезда

    Газетчики всегда искали себе помощников, единомышленников, тех руководителей, с которыми можно было проконсультироваться, поговорить на волнующие темы, пригласить выступить на радио и в газете и не получить отказа. Таким, например, был главный агроном управления сельского хозяйства Василий Пантелеймонович Кривошта.

   Я начинала работать в редакции литсотрудником,  потом сменила на радио Наталью Бояркину и шесть лет была организатором радиовещания. Приходилось собирать материал на самые разные темы. Что касается сельского хозяйства, то здесь всегда есть о чём написать, страда круглый год!

    С Кривоштой ездили на управленческом «уазике» по полям, общались с механизаторами, бригадирами, заведующими участками, руководителями хозяйств – все знали главного агронома,  уважительно пожимали ему руку, а он дотошно выспрашивал обо всём, высматривал, охотно отвечал на все вопросы,  обращался с людьми по имени – отчеству, и видно было, что собеседникам это приятно, а я ходила за ними с блокнотом, слушала, старалась запомнить и понять, о чём это они… Если ему что-то не нравилось, говорил тут же:

   -- Это что у вас за «чупчики» посреди поля?

   -- Посевную затяните  -- урожая не получите!

   На просьбу выступить на радио сначала отмахивался, мол, некогда, не до тебя, а я упрашивала:

   -- Ну, Василий Пантелеймонович, ведь надо же… 

   Вздыхал, соглашался и в назначенное время приходил с текстом  в радиостудию. Советовала ему писать так, чтобы было удобно говорить, потому что сама, когда начинала на радио, столкнулась с этой проблемой – бывает сложно произносить шипящие, свистящие  звуки, длинные предложения, советовала так говорить, чтоб заслушались.

   Он садился у микрофона и … «Начали!». Иногда переписывали несколько раз: Василий Пантелеймонович -- человек эмоциональный: то голос неоправданно повысит, то по столу кулаком  так, что графин с водой подпрыгнет, то кашлянёт, то крякнет. Сам потом над собой подшучивает, а я думаю, хорошо, что это не прямой эфир и можно переделать.

   Это был человек, у которого душа болела о земле, для него она была живой, требующей внимания, любви и заботы. Свою любовь к земле старался передать тем людям, которые на ней трудились. Он писал статьи в газету, выступал на радио не только по просьбе редакции, но и по своей инициативе. Убеждён был, что его читают, слышат и примут его советы как руководство к действию. Он рассказывал на страницах газеты об опыте передовых хозяйств, о том, как вести земледелие на научной основе, на конкретных примерах показывал, как в одинаковых условиях одни могут получать высокие урожаи, а другие нет. Газета позволяла ему вести агрономическую пропаганду среди специалистов сельского хозяйства. Ему часто приходилось бывать на  различных семинарах, в ЗауралНИИСХозе, в других районах и областях, он следил за новинками в журналах и обо всём, что узнавал полезного и интересного, старался сообщить тем, кто заинтересован в развитии земледелия в непростых условиях Сибири.

    В одном из апрельских номеров районки 1975 года Ефим Степанович Метелёв,

 тракторист из Заборки, пишет, что окончил курсы 20 лет назад при Коточиговской МТС, работал восемь лет бригадиром, основы агротехники подзабыл, поэтому хотел бы уточнить их, и задаёт вопросы, на которые отвечает главный агроном района В.П. Кривошта в статье «Советует специалист». Он  коротко  пишет о пахоте, об обработке зяби весной, о способах сева, а в конце советует Ефиму  Степановичу, да и всем механизаторам района, прочесть в журнале «Сельский механизатор» №3 за 1975 год статью «Подготовка  поля к работе». Сам он периодически заглядывал в учёные книги и журналы, следил за новинками в прессе и не только читал специальную литературу, но и записывал то, что считал интересным и важным, имел своё мнение, накапливал знания и старался поделиться с другими. Он направлял свои статьи  в журналы «Сельское хозяйство Сибири», «Молочное производство», и их печатали.

   Его до тонкостей интересовало всё новое в земледелии: как получать высокие урожаи в условиях сибирского климата, как эффективнее организовать заготовку сена, как сеять клевер и ухаживать за ним, как внедрять севооборот, готовить семена к севу.

   По заголовкам его статей можно судить о том, что волновало агронома: «Весна и будущий урожай», «О работе на полях думать сейчас», «Пар умножает силы земли», «За урожай в ответе все», «Много снега – больше хлеба». Заголовки не всегда придумывал автор, чаще это делали журналисты исходя из темы, которая освещалась в статье.

    «Каждый день зимы должен служить урожаю!» – призывал главный агроном района в одной из публикаций и требовал от агрономов хозяйств «с большим мастерством и наибольшим эффектом» организовать работу по снегонакоплению, вывозке органики на поля, подработке семян, по ремонту техники и учёбе кадров В другой статье спрашивал: «Стоит ли напомнить об уходе за посевами хлебов и кормовых культур?» и отвечал: «Да, стоит…». Тогда он был озабочен тем, что в мае не было дождей, сухо, ветрено, холодные ночи сдерживают рост и развитие растений, зато бурно растут сорняки, и призывал действовать, не сидеть сложа руки!

    Однажды ездил смотреть, как пашут зябь. Я напросилась с ним. Тряслись весь день в машине, не встретили ни одного человека --  тракторы  работали далеко, по пашне не проехать. Василий Пантелеймонович то и дело останавливался, прыгал по гребням, иногда или недовольно покачивал головой – ну и напахали, или удовлетворительно причмокивал – молодцы!

  К концу поездки мною овладела тоска – о чём буду писать? А он, словно угадав мои мысли, оглянулся на заднее сидение, поднял указательный палец и изрёк: «Даже плохая зябь лучше весновспашки!» и начал говорить, говорить…как по писаному.

    Шутник по натуре, он казался неунывающим, сыпал  прибаутки направо, налево: «Эх, тэща, моя тэща, лучше ридной матери, сама творог е, а мне сыворотку…», смешил анекдотами, даже все известные из его уст звучали особенно.

   Василий Пантелеймонович рассказывал, что он родом с Полтавщины, из тех мест, где в землю палку воткни, и она даст всходы, зазеленеет, а здесь в Сибири всё иначе: и земля, и климат, и урожаи. Но по душе ему эти края, природа, люди, а главное, что его связывает с этой землёй, семья – любимая женщина и дети. Он словно корнями врос в эту землю.

   После окончания учебных заведений нередко молодых специалистов из европейской части нашей страны направляли на работу в далёкую Сибирь. Он учился в Харькове, она – в  Вологде. Здесь  на  тюменской земле и встретились Василий Кривошта и Надежда Липатова – учёный агроном и зоотехник, полюбили друг друга и решили никогда не расставаться. Им было интересно начинать трудовую жизнь  и строить семейную, им было чем заняться, о чём поговорить.  Он  умный, весёлый, улыбчивый, она красивая, добрая, работящая. Василий Пантелеймонович с утра допоздна пропадал на работе, хватало забот и  зоотехнику Надежде Петровне. Потом в семье родились Людмила, Сергей, Павел, и все заботы по дому легли на женские плечи… Василий Пантелеймонович, прямо скажем, не хозяйственный мужик,  у него каждый раз домашние дела на последнем плане, у него всегда страда: то посевная, то кормозаготовка, то уборка, то собрания – заседания.

   Начинал в  Тюменском районе, затем Омутинский, Абатский, работал главным агрономом, директором совхоза. После неудачной попытки объединения районов, (это отдельная  страница истории нашего района) было принято решение об образовании Викуловского района и снова началось формирование органов районной власти. Тогда В.П. Кривоште было предложено быть главным агрономом управления сельского хозяйства, и перебрался Василий Пантелеймонович с женой и тремя ребятишками в Викулово. 

   Кривошта был  интересным собеседником. Он принимал активное участие во всех мероприятиях, которые организовывала редакция -- рейды, «круглые столы», слёты селькоров. Он любил районную газету…

    Когда приходит на ум старая мелодия на слова: «Выходил на поля молодой агроном, говорил, что земля вся в наряде цветном, хороша земля, мой край дорогой, люблю тебя всей русской душой…», я почему-то  представляю именно его, агронома Василия Пантелеймоновича Кривошту, который  оставил о себе самые добрые воспоминания и пример беззаветного служения любимому делу.

                                                                                                                           

Автор: В. МИЛЛЕР