Юрий Васильевич Зорин родился и вырос в Викулово. Школу окончил в юбилейный для неё год – 50-й. Пришло время службы в армии. И вот, в 1990-м году он вместе с другими новобранцами прибыл в город Камень-Рыболов Приморского края – пограничные войска…
-- В отряде я встал перед выбором: быть водителем ГТС -- вездехода, инструктором служебного собаководства или… поваром, -- шутя, вспоминает Юрий. – У меня с детства был интерес к собакам, поэтому, конечно же, я решил учиться на инструктора.
Следующие полгода Юрий провёл в специализированной школе сержантского состава города Дальнереченска, служил на учебной заставе под руководством земляка, инструктора-дрессировщика Мартынова Валерия Александровича. Здесь и началось самое интересное… Научиться работать с собакой!
-- Хлыстом от собаки не добьёшься послушания. Поощрением. И наказанием, строгостью, когда надо. Все овчарки поддаются дрессировке, но у каждой свой характер, как и у людей. Темпераменты разные. Сангвиники, меланхолики. С холериками сложнее… Много нюансов в дрессировке!
После окончания специализированной школы Юрию Зорину присвоили звание младшего сержанта и отправили обратно в отряд в Камень-Рыболов. А дальше -- на пятую заставу этого отряда Грушевую. На заставе – 4 вожатых и 5 собак. Несли службу и дрессировали собак.
-- Моя специальность – инструктор служебного собаководства, -- конечно, тяжёлая, -- считает Юрий Васильевич. -- Дозоры вдоль линии границы – каждый день, каждое утро. Но мой питомник был одним из лучших в отряде и округе. Мне разрешали в дозоры ездить на лошади, и собака сама бежала рядом, а не на поводке. Собаки слушались. Были случаи задержания китайцев-маршрутников. Китайцы специально отправляли людей на границу, чтобы проверить нашу бдительность. Наблюдали они за нашей реакцией. Но с реакцией было всё в порядке: объявлялась тревога – и вперёд, с собакой в тревожной группе едем на место происшествия. Ставим собаку на след – и бежим искать. Были и другие наряды, которые информировали о нарушениях, – засады, заслоны, радиолокационная станция работала при поисках людей. Задерживали!
После армии Юрий Зорин вернулся в родное село. Работать хотелось по специальности, поэтому устроился во вневедомственную охрану на должность кинолога. Учиться ездил в г. Нальчик, в командировку на 2 месяца. Без верного друга-собаки рядом Юрий себя уже не представлял.
Работал в милиции. Был полгода в командировке в горячей точке – городе Грозном. Слава Богу, командировка закончилась спокойно, и из тех, кто был отправлен вместе с ним, только один человек оказался ранен.
Менялись должности... Милиция стала полицией. Теперь в полиции Викулово – нет работы с собаками. А Юрий Зорин – начальник отделения участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних, майор. С собаками он занимается дома…
-- Любовь к собакам осталась, -- говорит Юрий. – Сейчас у меня немецкая овчарка Азар. Но собака требует внимания, а у меня времени практически нет на занятия. Азара дрессирует старший сын Даниил. Дома книги есть по дрессировке, что-то читает в Интернете, я подсказываю, показываю.
Даниил с детства видел, как отец занимается с собаками, и у него появился интерес к этому делу. Сейчас он учится в 10 классе и мечтает служить в армии и заниматься с собаками. Поэтому отец и взял щенка немецкой овчарки – специально для сына, посмотреть, сможет ли он дрессировать собаку, полюбит ли это дело, как отец.
-- Но, как известно, служба в погранвойсках теперь только по контракту, -- говорит Юрий Васильевич. – Однако в Тюмени есть специализированное подразделение во внутренних войсках, где работают с собаками. Сын очень хочет служить именно там.
Удивительно и очень похвально, что Даниил с малых лет уже думает о службе. У него хороший пример – отец. Патриотизм воспитывается в семье, и в семье Зориных патриотизм не просто слово.
Не просто слова для Юрия Васильевича и пограничное братство. Это, прежде всего, общение и воспоминания – настоящая дружба!
. – Всегда всем желаю мирного неба над головой – это главное! – считает пограничник. – Меньше тревог. Помнить тех, кто служит. Тех, кто погиб при исполнении служебного долга… За зелёные фуражки! Молодёжи желаю служить с охотой, это правильное и нужное дело. Слушать командира, не давать себя в обиду, писать родным.
И мы желаем Вам меньше тревог! За зелёные фуражки!
На снимке: Юрий Зорин с сыном Даниилом и верным другом Азаром
Фото Т. СУХОВОЙ