Медиакарта
17:14 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школы всякие нужны

Школы всякие нужны
16:00 | 25 октября 2010

Ученицы женской исправительной колонии живут и работают творчески

В нашем городе много замечательных школ, каждая имеет своё лицо, прекрасных учителей и талантливых учеников. Внушителен и их статусный диапазон: гимназия, лицей, школа-интернат, средние общеобразовательные школы. Но есть ещё и муниципальное вечернее (сменное) образовательное учреждение – Центр образования (директор Александр Александрович Грешан), отличительной особенностью которого является обучение не только рабочей молодёжи, но и осуждённых, отбывающих срок в женской исправительной колонии города. Получается своеобразная «школа в школе». Вот о ней и хочу рассказать.

Два года назад я впервые переступил порог режимного учреждения исправительной женской колонии (ИК-13), расположенной за гостиницей «Тобол». На первых порах человеку «с воли» трудно психологически: вой сирены, охрана с оружием, дрессированные овчарки... Но главное – лица осуждённых. Все очень разные: молодые и в возрасте, пристально разглядывающие тебя в упор...

Колония насчитывает около 700 осуждённых женщин со всего севера и юга нашей области, 200 из них, от 18 до 30 лет, не имеющие образования, обучаются в школе. Уроки проводятся в хорошо оборудованных классах в две смены, многие работают, параллельно осваивая швейное дело и другие специальности. В учебный план включены все предметы за курс средней (полной) общей школы. С прошлого года добавлены физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, информатика. В этом году школа полностью укомплектована новыми учебниками, атласами, географическими картами, словарями. Большую помощь в подборе дополнительной литературы, наглядности, сценариев оказывает библиотекарь Любовь Михайловна Мишукова.

Структура работы довольно непростая, так как мы обучаем три категории осуждённых: общего режима, со строгими условиями содержания и находящихся на поселении.

Ученики, конечно, с разными способностями и разным интеллектуальным потенциалом. Но важно другое: все они, обозлённые и добрые, замкнутые и открытые, наивные и флегматичные, – очень талантливы и изобретательны! Возможно, это объясняется тем, что длительное пребывание в условиях лишения свободы заставляет человека задуматься над своей жизнью, задать себе вопрос: «Кто я и на что способен?» А упущенные годы вызывают ностальгию по школе и неуёмную энергию к восполнению пробелов не только в знаниях, но и в искусстве, музыке, творческом самовыражении. Поэтому педагогу так важно умело воспользоваться такой благотворной мотивацией к познанию всего нового!

Вспоминаю осуждённую, которая подошла ко мне и попросила рассказать о Сальвадоре Дали. На следующий день она показала копию картины, выполненную ею один в один!

У нас очень любят театр, профессионально поставлены многие спектакли, среди них «Ромео и Джульетта», особенно удачна сказка Л.Филатова, новогодние спектакли. И что удивительно, по всем направлениям находятся мастера: художники-декораторы, музыканты, хореографы, чтецы. В конце октяб-ря в школе пройдёт конкурс чтецов, посвящённый 130-летию со дня рождения Александра Блока, разобраны стихи, идут репетиции, подготовлены призы.

Наши ученики не замыкаются только на уровне школы, принимают участие в мероприятиях города, области (третье место в городском конкурсе «Город мастеров-2009», дипломы в конкурсе фотографий ко Дню учителя-2010, создание психологического фильма о школе-2009 и т.д.).

Не могу не высказать своего восхищения швейными изделиями, созданными осуждёнными под руководством офицера колонии, талантливого мастера Елены Васильевны Савиной. Модная одежда, эксклюзивные костюмы высоко оценены в области.

На дворе 21 век, происходят стремительные перемены во всех областях жизни, в том числе и в системе исправительных учреждений. Необходимы новые подходы к работе, обучению, отношению к осуждённым, ибо надо помнить, что они в системе нашего общества, и за каждой заключённой – чья-то мать, жена, сестра... Человек оступился, но закончится срок, и он выйдет, будет пытаться наладить свою жизнь. И вот здесь так важно наше исконно-русское милосердие, реальная помощь и поддержка как общества, так и институтов власти. Если человек вновь возвращается в места лишения свободы, значит, ему там лучше, понятнее, для общества он остался изгоем. А мы не смогли создать для него минимальных условий для проживания, работы, которые были бы не на много, но все-таки выше, чем в местах заключения. Я не склонен видеть осуждённых «пушистыми» и несчастными, но человеку должен быть дан шанс, и сделаны реальные практические шаги навстречу. Наша задача – думать о человеке лучше, чем он есть – и это срабатывает! Вспоминаю положительных героев Василия Шукшина в фильме «Калина красная». Сколько же изначально заложено в человеке любви, сострадания, благородства. Кому же, как не учителю, дано право не только обучать предмету, но и учить самой жизни в лучших её проявлениях.

Возвращаясь к своей школе, хочу сказать доброе слово в адрес учителей. Нас всего восемь, работающих в колонии ИК-13. Это учитель-биолог Римма Фатритдиновна Ходоровская, математики Елена Анатольевна и Ирина Анатольевна Журавлёвы, Луиза Абубакировна Курмандаева, молодой учитель-филолог Евгения Николаевна Андреева, учитель истории, обществознания и профсоюзный лидер Мансур Касимович Юмашев, преподаватель английского языка Светлана Викторовна Рябинкина. Все они требовательны, хорошо знают свой предмет, обладают бесценным качеством – умением сопереживать.

В заключение хочу искренне поблагодарить начальника колонии, подполковника внутренней службы Александра Давыдовича Биттеля, в его лице весь офицерский состав за всестороннюю помощь, оказываемую школе, понимание и деловое общение.

Михаил Фельдман, заместитель директора УКП ИК-13, почётный работник общего образования РФ