Медиакарта
14:24 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Любопытные заметки из жизни педагога

20:20 | 27 октября 2010

Вот так всегда

Марина Сергеевна проснулась рано. «Так…надо успеть приготовить завтрак дочуркам и мужу. Ой, а вчера вечером я не проследила за обувью девчонок, чистая ли? Пойду гляну…», - думала она о предстоящих делах, на ходу ставя чайник. Через несколько минут шумное семейство сидело за столом, с удовольствием потягивая чай с хрустящим маминым печеньем. Марина Сергеевна, наспех засунув печенюшку в рот, укладывала стопку тетрадей в пухлый учительский портфель.

- Все готовы? Нет? Ну, копуши. Сегодня начинается дежурство моего класса по школе. Мне необходимо быть рано, - Марина Сергеевна беспокойно посмотрела на часы.

«Последний поворот, и я уже на работе. Сегодня надо…», - в голове зароились сразу тысячи мыслей. В школе уже в нескольких оконных квадратиках вырисовывались фигуры учеников.

А вот и её любимые одиннадцатиклассники. На пороге они встречали школьников словами: «Привет. Где сменка? Проходи». Дежурство кипело вовсю. Марине Сергеевне оставалось проверить, все ли ученики на своих постах. «Ну, слава Богу, день вроде бы начался хорошо», - подумала учительница.

Доброе утро, школа

В 8.30 школа гудела, как улей. Вдоль коридоров возле каждого подоконника собирались небольшие кучки ребят.

В 8.45 прозвенел звонок на зарядку. Коридоры опустели. Школа, усиленно проводя в жизнь программу здоровьесбережения учащихся, разработала множество различных физкультурных методик. Но дети почему-то особого рвения к этому не проявляли…

Марина Сергеевна писала на доске тему предстоящего урока и незаметно наблюдала за своими совсем уже взрослыми «тётями» и «дядями». Они самостоятельны, независимы, уверены, что много знают. Взять, к примеру, Алёшу. Умный мальчишка, но ведомый. Вот и сейчас он, корча какую-то гримасу Марии, перестал делать упражнение, глядя на своего друга, лидера по характеру, Максима. Пока в кабинете собрался весь класс, Марина Сергеевна решила расставить все точки над «i» и обсудить, какие мероприятия ещё можно добавить в месячник по военно-патриотическому воспитанию. Ребята быстро отреагировали, предложив театрализацию нескольких эпизодов из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Идея отличная. После уроков всем нужно было остаться и распределить роли.

Урок первый.

Долгожданный

На первый урок пришли «ашки-восьмиклашки» - так Марина Сергеевна называла их про себя. Этот класс был особенным - домашние задания игнорировали вообще. Поэтому усвоение необходимых знаний учительница проверяла в ходе изучения нового материала. Так или иначе - через проблемные ситуации, решение кроссвордов и многое другое добивалась своего. И это было на самом деле увлекательно. Ребята не замечали, как часы отстукивали 40 минут.

- Послушайте меня внимательно. Завтра у нас по плану контрольная работа, - начала Марина Сергеевна. Класс насторожился. - Думаю, что вы не хотите весенних осложнений в виде дополнительных занятий после уроков? Поэтому, ценя ваше и своё время, рекомендую повторить следующие темы…

Прозвенел звонок с урока. Но учителю некогда расслабляться: надо к следующему занятию повесить карту, выписать новые термины на доску. А ещё выяснить причину отсутствия Риммы, позвонить, если понадобится, её родителям и отправиться в «дежурный рейс» по школе. На всё про всё 10 минут.

День в разгаре

На втором уроке Марина Сергеевна встречала 11 «Б» класс, который её всегда удивлял невероятными познаниями из жизни города. Зато не любил полемизировать на тему исторической объективности того или иного события. Как бы то ни было «бэшники» занимали прочное второе место по успеваемости среди выпускных классов. Урок, как обычно, начался с вопросов, не имеющих никакого отношения к предмету. Марина Сергеевна взяла себя в руки и строго, но тактично повернула разговор в нужное ей русло. За 5 минут до звонка в дверь постучала молоденькая секретарша и попросила учительницу явиться на перемене к заместителю директора по воспитательной работе.

Заместитель по ВР всем собравшимся классным руководителям сообщила, что завтра приедет комиссия из департамента образования. Надо, чтобы сегодня учителя сдали мониторинг по учебно-воспитательной работе за прошедшую неделю. «Ну вот. Понеслась душа в рай: раньше отчитывались раз в месяц, сейчас, значит, переходим на еженедельный отчёт. Когда начнём серьёзно учиться?», - с такими грустными размышлениями Марина Сергеевна отправилась готовиться к третьему уроку. Случайно ей вспомнились строчки из детской песни:

Я пишу в тетрадке почерком небрежным,

И опять вздохнул от неудач,

Потому что чёртик влез в мою тетрадку

И украл решение задач.

Марина Сергеевна отыскала старшую дежурную Марию и поинтересовалась, всё ли в порядке? Оказалось, что малыши на 1 этаже учинили маленькую потасовку. «Старшаки», так уважительно отзывались младшие ученики об одиннадцатиклассниках, быстро их «воспитали».

Тут же к Марине Сергеевне подскочила Юля из 9 класса. Она выполняет исследовательскую работу, которая уже на стадии завершения. Маленькая консультация была дана здесь же. Потом детвора из 5 класса, увидев своего любимого учителя, подбежала поприветствовать.

Ни времени, ни сил

Незаметно пролетело ещё три урока. Каждый ученик - это ларец с сокровищами, к которому нужно подобрать ключик. И если сумеешь, тогда крышка ларца начнёт потихоньку открываться. Марина Сергеевна детей тщательно изучала: настроение, интересы, способности. Утром задавала темп тем ученикам, кто мог без раскачки, сразу уйти с головой в умозаключения. Другим давала задания попроще, постепенно усложняя их. На четвёртом уроке эта нагрузка достигала максимальной точки. А дальше - по убывающей. Ученики уставали.

На шестом уроке у неё «окно». За это время надо обойти посты, проверить тетрадки с самостоятельной работой, сделать мониторинг. Через 20 минут уже придёт Дима на индивидуальное занятие. Он хороший мальчик, только из-за болезни усвоение материала происходит медленней. Тут в класс вошла Нина Ивановна и объявила о завтрашнем заседании методического объединения (МО) учителей. Надо подготовить доклад. «Хорошо, что МО не сию минуту. У меня есть в запасе ночь», - подумала Марина Сергеевна и сразу же переключилась на то, что не успевала сделать.

Вскоре результаты мониторинга легли на стол завучу. По пути Марина Сергеевна заглянула в учительскую, там всезнающая Львова прошептала на ушко новость: доплаты за классное руководство в зарплате нет.

- Ну, это уж чересчур в Год учителя. А вообще-то ничего нового: декларации остались только на бумажке, - резюмировала Марина Сергеевна, - Я пойду. Сейчас примчатся мои. Классные дела обсудим, а затем надо будет посвятить урок подготовке к ЕГЭ.

Закончился седьмой урок. 11 «А» класс ещё раз проверил чистоту и порядок в школе. Уходя, они уже планировали, где возьмут гимнастёрки, сапоги и другой реквизит для показа драматической сцены из повести «А зори здесь тихие». Марина Сергеевна, не успев проверить тетради, сложила их в портфель. Ещё раз оглядела кабинет - всё нормально. Через два часа она снова сюда придёт на занятие кружка. А вечером дома после ужина и просмотра «Вестей» сядет за поурочные планы и доклад.

Светлана БУЛЫШЕВА

Р. S. В основе материала - реальные события и люди.