«А если к Новому году все начнут ёлки рубить? Это, вон, для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки», - не зря тогда беспокоился Шарик из Простоквашино. Как знал, что пройдёт ещё немало времени, пока российские граждане начнут задумываться: а может, ну её эту пилу – купить как-то гуманнее.
Люди в вопросе добычи главного новогоднего атрибута стали осознаннее, чем ещё каких-то несколько лет назад. Об этом говорит тот факт, что на сегодняшний день в нашем районе не задержали ни одного ёлочного браконьера, да и в прошлом году нарушений не отмечено.
Однако патрулирование местности, как рассказал и.о. лесничего Ялуторовского лесничества Александр Поляков, ведётся в усиленном ежедневном режиме и сразу в нескольких направлениях. Кроме того, сотрудники ГИБДД вправе потребовать у перевозчика новогодней ёлочки документы о законности её приобретения. Расслабляться никто не планирует, ведь до праздника ещё неделя. Морозов больше не предвидится, и не дай бог местным жителям решить, что самая настоящая ёлка – прямиком из леса, спиленная собственноручно. Дорого выйдет и неприятно.
Зря кто-то рассуждает, мол, главное остаться незамеченным, а что погубил разок – так подумаешь, на продажу ведь тоже вырубают!
Откуда на прилавки поставляются пушистые красавицы и почему их заготовка специалистами не вредит массивам, нам рассказал замначальника Тюменского межрайотдела лесной охраны управления федерального лесного надзора Сергей Суворов.
Оказывается, в Ялуторовском районе сосёнки для новогодних праздников заготавливают в ходе выборочных рубок, так называемого прореживания. Время от времени избавляться от лишних деревьев – естественный процесс ухода за молодыми насаждениями.
Когда в лесу идёт вырубка, к примеру, для заготовки древесины, пустое пространство засаживается молодняком по технологии - на расстоянии 60 см друг от друга. На один гектар - 4500 саженцев. До спелого возраста должно вырасти всего 500 деревьев. Самые сильные из них, что сразу потянулись к солнцу, остаются, а прочие нужно ликвидировать, дабы не забирали у крепких свет и пространство. Так вот те, которые мешают, и отправляются на продажу.
- В этом году все сосны красивые и пушистые, - добавляет Сергей Александрович. – Стоят они недорого, поэтому смысла нарушать закон нет.
Риск, и правда, велик. Ответственность ёлочному браконьеру предусмотрена как административная, так и уголовная – смотря какой ущерб причинён. Одна срубленная или повреждённая лесная красавица обернётся злоумышленнику штрафом от 3000 до 4000 рублей либо уголовным наказанием. Сюда прибавим сумму того самого ущерба лесному фонду – и желание веселиться отпадёт надолго.
Отмечают в лесничестве, что сейчас идти за зелёным трофеем бессмысленно ещё и потому, что мороз не даст нарушителю донести сосну до дома в первозданном виде. Есть вероятность выбраться из леса с одним стволиком.
Слышали треск в зимнем лесу? Нам только кажется, что деревья засыпают. На самом деле они дышат, поддерживают внутри себя положительную температуру, пусть замедленно, но в них протекают обменные процессы. Оттого и изморозь на ветках. Когда за окном «минус», вода на поверхности сосны кристаллизуется, хвоя становится очень хрупкой, неэластичной. Сосёнки же на продажу заготавливаются при относительно тёплой температуре, поэтому они не осыпаются.
Ещё один аргумент в пользу покупки - бытует такое мнение, что если аккуратно спилить верхушечку сосны, то вреда ей не будет никакого. Знаете, что на самом деле ждёт это дерево, которое тянулось к солнцу не меньше десятилетия? Оно не сможет расти как прежде и, более того, станет внешне похожим на куст: «пойдёт» вширь, а потом и вовсе погибнет.