Ровно 110 лет назад в наших краях произошло событие, всколыхнувшее интерес обывателя к автомобилю - экзотическому в то время виду транспорта в Сибири.
В 1907 году по инициативе французской газеты «Матэн» был устроен автопробег из Пекина в Париж вдоль Сибирского тракта. Дистанция равнялась приблизительно десяти тысячам километров. Для победителей учредили премию в сто тысяч франков.
Из Пекина 27 мая выехали три французских, голландский и два итальянских экипажа. По дороге через степь Гоби до Кяхты путешественников сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории - казаки.
Итальянскую группу на моторе «Италия» в 28 лошадиных сил возглавлял принц (в других источниках – князь) Сципион Боргезе, который ехал вместе с супругой Анной-Марией. Второй итальянский экипаж на «Фиате» в 24 лошадиные силы шёл под управлением графа де Гроппеля. За рулём голландского автомобиля «Спикер» в 15 лошадиных сил был Чарлей Годар. Франция выставила два авто «Де дион бутон» в 10 лошадиных сил. Экипаж первого: кондуктор Ж. Кормье и механик Евгений Лелувье, второго: кондуктор В. Коминьон (по другим данным – Молиньон), механик Ж. Бизак, в качестве пассажира - Жан де Тайльс, журналист, сотрудник газеты «Матэн». Третий экипаж - трехколесный «Конталь» в 6 лошадиных сил (кондуктор - Август Понс, механик - Октав Фуко) доехал лишь до Урги и возвратился обратно в Пекин.
В исторических источниках по-разному отражены нюансы этого марафона. В частности, в первоначальном варианте маршрута Тюмень и Ялуторовск вообще не значились. Достигнув Омска, путешественники должны были повернуть на Петропавловск и Курган, а затем пересечь Европейскую Россию через Златоуст, Бирск, Елабугу, Казань, Нижний Новгород, Вязники, Владимир и достигнуть Москвы. Где и на каком уровне приняли решение изменить трассу, история умалчивает. Но факт остается фактом: из Омска колонна двинулась на Тюмень. Об этом свидетельствует обстоятельная публикация «Приезд автомобилиста» в «Сибирской торговой газете» за 7 июля 1907 года.
Безымянный автор красноречиво описал подробности встречи на ближних подступах к Тюмени:
«Князь Сципион Боргезе, приехавший в 7 ½ ч. 5 июля был встречен за дер. Войновой особой комиссией; при приближении к деревне путешественникам был сделан знак и автомобиль остановился. Князь Боргезе познакомился с комиссией, посадил на автомобиль г. Беднарского и через 5-6 минут уже въезжал в Тюмень; перед Тюменью скорость автомобиля достигла 50 в., таким аллюром князь ехал все время от Ялуторовска; песками немного тише.
У дер. Войновой сцена встречи была снята на карточку фотографом г. Шустер. С князем Боргезе приехал Луиджи Барзини, корреспондент «Dailu Telegraphe» и «Corriere della sera», и Шанфер».
Затем корреспондент живописует приезд в саму Тюмень:
«На Царской улице автомобиль дожидалась уже толпа народа, хлынувшая затем во двор д. Панина, где остановился кн. Боргезе. Все с любопытством осматривали чудовищный автомобиль, высоко нагруженный разной поклажей; Шанфер – молодой флегматичный и, видимо, утомленный итальянец, невозмутимо расшнуровывал багаж, поглядывая на толпу. Всех интересовал вопрос, сколько стоит автомобиль и сколько он может делать верст в час. Автомобиль итальянской фирмы «Фиат» построен специально для дальних гонок; с ним уже знакома Россия по гонкам Москва-Петербург. Стоимость его около 6000 р., машина весит 120 пуд. /…/ и способна развивать до 120 километров в час. Насколько велика быстрота передвижения, видно из того, что всю Монголию автомобиль прошел в 34 часа, делая в час 80-95 верст.
При осмотре автомобиля слышались из толпы разные замечания; все интересовались посмотреть самого Боргезе. Слышались и иронические замечания; одни удивлялись такому смелому путешествию, другие же высказывали мнение, что Боргезе, видимо, бездельник, которому нечего делать и, видимо, некуда девать доставшихся легко, денег.
Слух, что Боргезе будет в клубном саду, привлек много публики и туда; все с нескрываемым любопытством смотрели на тонкую фигуру князя в парусиновой куртке, клетчатой шляпе с широкими загнутыми полями, высоких сапогах и коротких штанах. Длинный итальянец и маленький инжен. Беднарский – представляли большой контраст. В клубе от комиссии, встречавшей князя Боргезе, ему было предложено шампанское. Во время ужина путешественнику фотографом Шустер была поднесена готовая уже карточка, снятая два часа тому назад в дер. Войновой. Князь очень удивился такому быстрому исполнению и выразился, что «это по-американски». Сибирь на путешественников произвела впечатление богатой, но малокультурной страны; иное впечатление произвели на них города; путешественники очень довольны радушным приемом, оказанным им в Сибири; везде их встречали не только гостеприимно, радушно, но и «с энтузиазмом». Журналист Барзини в клуб не явился, он занялся по приезде корреспонденцией; а потом почувствовал себя очень утомленным и лег спать».
Почему в Тюмени чествовали одного Боргезе? Где же остальные гонщики? Вот версия журналиста:
«В Кяхте кн. Боргезе выделился, оставил остальные автомобили позади и едет на несколько дней вперед. Когда будут в Тюмени остальные гонщики – пока точно неизвестно; они едут все вместе».
А ведь на одном из перегонов с князем приключилась серьезная авария: тяжелый автомобиль провалился на мосту и повис в воздухе, а путешественники попадали в воду. Потребовалось время на ремонт. Из-за плохих дорог князю приходилось преодолевать отдельные участки даже по шпалам железнодорожных путей.
Тюмень путешественники покинули в 5 часов утра 6 июля. Провожаемые комиссией они выехали по Сибирскому тракту на Камышлов и Екатеринбург, куда прибыли уже в 4 часа дня. Далее путь лежал на Пермь, Малмыж, Казань, Нижний Новгород, а из Москвы – на Варшаву, Берлин, Брюссель. В Париж князь Боргезе прибыл 31 июля. Автопробег продлился более двух месяцев.
Самое интересное в этой истории то, что предлагаемый сегодня снимок фотографа Шустера - подлинник. Он хранится в фондах Ялуторовского музейного комплекса. Этот раритет побывал на выставках в Тобольске, Тюмени и везде пользовался успехом.
Любопытно и то, что 110 лет назад в описываемое время мещанка Павла Чеснокова хлопотала перед тобольским губернатором о разрешении выпускать газету «Ялуторовская жизнь». Вскоре, 21 июля 1907 года, читатели увидели первый номер. Чуть-чуть бы пораньше и сотрудник «ЯЖ» взял бы интервью у князя, хотя в Ялуторовске тот, скорее всего, не останавливался - уж очень велика была скорость пробега.