Школьный музей имени Мусы Джалиля в Аслане был открыт 15 февраля 1966 года, в день 60-летия поэта, по инициативе директора образовательного учреждения Искандера Янтимирова.
Сначала он располагался в маленькой комнате в деревянной школе, а после строительства нового здания экспонаты перевезли в помещение побольше. Затем экспозиции переехали в интернат, но в итоге отправились под крышу бывшего правления колхоза.
Интересное наследство. Миссия возрождения музея досталась Тимергалиму Мингалимовичу Ярову, которого многие знают под именем Анатолий. Он, выйдя на пенсию в 2007 году, стал интересоваться своей родословной и заглянул в комнату, где хранились документы, плакаты, старинная одежда. С этого и началась новая история краеведческого уголка Асланы.
Районный отдел культуры тогда выделил 100 тысяч рублей на ремонт. А когда старые перегородки были снесены, стены оштукатурены и помещение обрело новый вид, Анатолий кинул клич и люди отозвались рублём. Кто давал 20, кто 100, но находились и те, кто жертвовал тысячами. Среди вызвавшихся помочь был и областной депутат Алексей Салмин. За счёт спонсоров здесь появились дорожки, телевизор с мультимедийной системой, фотоаппарат и современные витрины.
Но ни одна история не обходится без тайн. В причастности Анатолия Ярова к возрождению и сохранению прямое отношение имеет судьба. Как выяснилось, в открывшемся в 1966 году школьном музее он, будучи мальчишкой 14-ти лет, вёл экскурсии и даже побывал на конференции в Москве. Но после этого сделал паузу, 38 лет отработав в местном отделении молочного комбината. Вот только став взрослее, душа всё равно потянулась к истокам.
Сквозь дебри поколений. Свою родословную Анатолий, конечно же, составил, и корни этого древа уходят в XVIII век. В разных поколениях родственниками Яровых оказались Давлетшины, Аликашевы, Рахимовы. А началось всё с просьбы известного краеведа Рафаила Магжанова скачать первую перепись населения деревни Кулики с сайта Тобольского архива.
Так и закрутилось: документы, ревизские сказки, переписи. Далось ему это нелегко, так как татарская генеалогия - дело очень сложное, ведь до конца XIX - начала XX веков фамилий у этой народности, как таковых, не было, и из-за этого возникали разные казусы.
Один из них случился при поисках предков ещё одного помощника Анатолия, бывшего преподавателя Фарида Ярашева.
Он мало знал про отца, который рано умер, но помнил, что в семье упоминалось о предках - бухарцах, прибывших из Средней Азии, что в итоге и подтвердилось. Образование татарских фамилий происходило аналогично русским: если отец Иван, то и фамилия давалась Иванов. Оказалось, что у Фарида Рашидовича таким предком в XVIII веке был Яраш. Затем пошла смена фамилий поколений по отцам, а когда пришла пора остановиться на одной, путаницу внесли переписчики, занося в списки их то Фаткулиными, то Питкулиными.
Но, видимо, из уст в уста семья передавала имя предка, и спустя два века, уже после революции, Ярашевы вернули историческую справедливость.
Да и с Яровыми не всё до конца понятно. Например, в переписи 1897 года таковых в Аслане нет, но есть Мухамедьяровы, скорее всего, у этой фамилии после революции и пропало начало.
От сохи до рыцарского шлема. Все свои изыскательские труды наш герой хранит тут же – в трёх залах своего детища. Сейчас здесь много экспонатов, отдельного внимания среди которых достойны учебники, написанные арабскими буквами. Именно по ним в татарских школах преподавали до 30-х годов XX века, потом вводилась латиница, а перед войной, к 1939 году, перешли на кириллицу. Есть и настоящий пионерский уголок с реликвией, о которой в детстве мечтал местный смотритель, - специальной застёжкой для галстука.
С наполнением витрин помогают люди, одна из местных жительниц откопала у себя на огороде обломок сохи – кусок древесины с металлическим наконечником, по размерам которого можно судить о масштабах этого земледельческого орудия конца XIX века. Плюшевый женский зипун из 50-х, россыпь национальных украшений, разнообразные утюги, самовары, проигрыватели, фотоаппараты, кинопроекторы, печатные машинки, домашняя утварь, всего и не перечесть. Чётки, молитвенные книги, в том числе и переписанные вручную.
В углу примостилось интересное приспособление для добычи мёда из сот – медодавка. Это колода с деревянным поршнем, задавливаемым по резьбе. По словам Анатолия, когда механизм попал в экспозицию, чудесный медовый аромат здесь царил ещё долго.
Посетители тоже вносят свою лепту, делая иногда весьма необычные подарки. Например, в виде реплики рыцарского шлема, которая стала настоящим хитом у школьников. Ну кто не представлял себя героем в латах и на коне, а здесь есть прекрасная возможность сделать фото на память.
К войнам, конечно, отношение особое. Вот обломки разнообразного оружия – следов, оставленных 51-й дивизией Блюхера, проходившей по этим местам в 1919 году. Рядом кители, фуражки и бескозырки, в которых селяне проходили службу. А к 70-летию Победы Анатолий Яров разработал проект стены памяти, на которой занесены имена всех асланинцев, участвовавших в Великой Отечественной, и уже три года стенды со списками напоминают о подвигах односельчан.
В общем, посмотреть в музее есть на что, и люди частенько заглядывают на второй этаж Центра татарской культуры. Скучный урок краеведения в этих стенах превращается в интереснейшее занятие, а приезжающие в Аслану гости могут часами разглядывать и примерять диковинные вещицы. Так что не упустите возможность свернуть с трассы и заглянуть в село – не пожалеете!