Медиакарта
3:59 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

За наше счастливое детство

«Война закончилась, а папки все не было… В деревне почти каждая вторая семья получала похоронки, а мы не допускали и мысли о том, что он может не вернуться… И вот в один из теплых майских дней в избу забежала соседка с радостной вестью: «Там по дороге какой-то солдатик идет. Вроде бы ваш!». Я, не раздумывая, выскочила из дома и кинулась навстречу. Впереди шел высокий, статный, до боли знакомый человек, одетый в шинель, а на груди блестели ордена и медали... Вот он… Мой герой! Мой папа!».

Эту историю рассказала жительница села Иваново Варвара Кондратьевна Степанова, которой 20 мая исполнится 85 лет. С раннего детства она сполна познала горе, голод, холод и изнуряющий труд. Однако, это никак не сломило ее, наоборот – закалило характер, сделало сильнее…

Родилась моя героиня в Викуловском районе, деревне Юшково, в простой крестьянской семье.

- У мамы Анны Карниловны и папы Кондратия Федоровича Могилкиных нас было двое, - рассказывает женщина. - Родители с утра до ночи работали в колхозе и с радостью ждали пополнения в семье… К сожалению, роды были трудные. Малыш родился слабенький, поэтому почти сразу же умер, а за ним, от потери крови, скоропостижно скончалась мамочка. Вот так в пятилетнем возрасте я осталась без материнской ласки… А спустя пару месяцев заболел другой братик, в результате чего тоже ушел из жизни… Папка очень страдал, но надо было как-то дальше жить, и вскоре привел в дом другую женщину – Авдотью. Ее «любовь» ко мне почему-то выражалась в постоянных побоях и скандалах. Однако, несмотря на это, она старалась и накормить, и одеть, и образование дать.

Варя, как все деревенские ребятишки, ходила в школу, училась и мечтала о прекрасном будущем, но детские мечты в один миг превратились в прах, как только наступило лето 1941 года, когда по всей деревне разнеслась страшная новость – началась Великая Отечественная война…

Всеобщая мобилизация забрала на фронт крепких, сильных мужчин. Остались в тылу старики, женщины, дети, которые встали в ряды механизаторов, доярок и скотников…

- Папку и его брата тоже забрали на фронт, - продолжила женщина. - Помню, как Авдотья плакала и обещала: «Я присмотрю за дочуркой, только ты поскорей возвращайся!». Но никто тогда не знал, что война будет долгой… Она и не представляла, через что придется пройти, лишь бы не умереть с голоду…

Летом все деревенские ребятишки вместе со взрослыми шли в поле, на ферму - помогали заготавливать сено, убирали хлеб, кормили скот, пахали и боронили на быках и выполняли другую, не менее важную работу.

- Как-то раз мы с подружками вышли в поле на пахоту, - вспоминает Варвара Кондратьевна. - Я сидела верхом на быке, который никак не слушался, а еще и овод донимал. А к полудню животное не выдержало и бросилось в лес, одним движением сбросив меня и едва не убив копытом… Ох, как я тогда плакала, выгоняя его из кустов. Но силенок не хватало. И так каждый раз... Бывало так уставала в поле, что домой приходила обессиленной, не чуя под собой ног.

Тогда голод «вошел» в каждую крестьянскую семью.  Весной люди вскапывали вручную огороды, добывая перезимовавшую картошку – из нее делали лепешки. Даже стряпня из лебеды - и та шла в пищу. А повседневной едой деревенских жителей была крапива, пучки и лук порей... Семью Могилкиных спасала только корова, сено для которой умудрялись косить только после работы, когда на землю опускались сумерки.

- Корова была не только нашей кормилицей, - говорит моя собеседница. – Мы ее запрягали вместо лошади, чтобы выехать в лес за дровами. И все время боялись, как бы волки с голодухи не задрали... К счастью, Бог миловал... Не поверите, но этот страшный, пронизывающий волчий вой до сих пор в моей голове...

Вот так и жили... Не было отдыха. А работы хватало не только в колхозе, но и дома. Хотелось бы после трудового дня отдохнуть, но мама садила за прялку… Один раз решила схитрить - спрятала немного кудельки. Но Авдотья нашла и побила меня… Конечно, я обижалась, и в глубине души - ненавидела. Только потом поняла, что благодаря ее жесткому характеру умею все! А сколько раз она спасала от голода... Если зарабатывала в колхозе пайку хлеба, то обязательно несла домой и делила все, до единой крошечки...

Страшный голод породил множество попрошаек. Бывало, зайдут в дом, протянут тряпичный мешочек и со слезами на глазах попросят: «Подайте милостыньку, Христа ради!». Авдотья никогда не отказывала – последнее отдавала… Если осталось молоко – протягивала нищему, который, жадно сжимая кружку, пил, боясь обронить мимо хотя бы капельку.

- Удивляюсь, как мы смогли выжить, - со слезами на глазах вспоминает моя героиня. – А ведь еще приходилось молоко сдавать государству. Мясо, яйца, овечьи шкуры требовали. Но где их взять, когда у самих в доме пусто... «Покупай, но отдавай!» - говорили коммунисты.

Хорошо помнит Варвара Кондратьевна и День Победы. Когда люди выбегали на улицу, обнимались, смеялись и плакали, поздравляли друг друга… Всех переполняло чувство радости и гордости за свою страну.

- Вы не представляете, сколько в деревне было вдов, сколько детей осиротели, - с дрожью в голосе говорит женщина. - Нам повезло, что папка вернулся с фронта. Контуженый и раненый... Но я была счастлива, что живой...

К сожалению, моя собеседница так и не познала радость материнства. Тяжелая работа и босоногое детство сказались на здоровье... Поэтому вместо детей и внуков за ней ухаживает социальный работник. Но она не унывает, не жалуется на судьбу, советуя и нам следовать этому примеру.

- Любите и будьте любимы! Цените жизнь, какие бы она не преподносила сюрпризы. И ни в коем случае не забывайте ваших бабушек и дедушек, ведь именно они боролись за мир… За ваше счастливое детство.

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО