В начале посевной начальник отдела сельского хозяйства администрации района Андрей Пирков обмолвился о том, что СПК «Садовод» попал в список аутсайдеров.
Верилось в это с трудом, но оказалось, что у хозяйства причины на то имелись. И весьма весомые. При этом дух лидерства у коллектива никуда не делся, и в конце прошлой недели кооператив из Прогресса в числе первых завершил кампанию.
Делу время. К привычному сроку поля попросту не «подошли», и руководитель «Садовода» Юрий Федосенко решил не издеваться над техникой. Весенние работы начались со второго мая, но когда первые два трактора вышли боронить, сырость не давала набрать обороты. По словам Юрия Викторовича, такой весны он не помнит за 20 лет работы в хозяйстве. Апрель с маем нагоняли на полеводов тоску, ведь обычно они дополняют друг друга: первый – холодный, второй - тёплый, или наоборот, а нынче оба были промозглыми и ледяными. Это внесло значительные коррективы вплоть до изменения севооборота. На поля, отведённые под ранние культуры, выйти было невозможно, поэтому работали там, где подсохло. В этом году больше площадей отвели под однолетние растения. Пшеницу планировали засеять до 25 мая, что и удалось, правда с небольшой задержкой в два дня из-за дождей. С этой культурой затягивать никак нельзя, иначе в зерне не будет достаточно клейковины и оно уйдёт на фураж. В итоге в сроки, можно сказать, уложились, но это ещё не говорит о том, что осенние показатели сравнятся с прежними. Если лето будет теплым и вовремя прольются дожди, то сроки созревания подтянутся, но, как считает директор хозяйства, уборочная неминуемо сдвинется на сентябрь.
Сейчас уже видно, что посевы, произведённые в середине кампании, выровнялись с первыми, так как зерно попало в тёплую землю - и это радует. Только вот долгосрочный прогноз сулит тёплые июнь и июль, а вот август обещает залить дождями, так что оптимистичных надежд полеводы стараются не питать, а действуют по ситуации. Если это метеопредсказание сбудется - урожайность подсядет. Для аграриев дожди предпочтительнее в середине лета - так и зерно нальётся, и подгон подтянется.
Топливо против молока. Не забывают в СПК и о модернизации. В этом году приобрели трактор МТЗ-82, пресс-подборщик, опрыскиватель, а вскоре прибудут новый КамАЗ и трактор. Это жизненная необходимость, ведь техника изживает себя, тот же ЗИЛ 1983 года выпуска уже не справляется с нагрузками.
Если позволят финансы, то осенью парк также пополнится. Но всё будет зависеть от сезона, и эти слова не только о погоде. К примеру, прошлогоднее зерно хозяйство начало продавать только в апреле, так как не было адекватной цены. А весной произошёл небольшой скачок, но и дополнительный рубль с каждого килограмма даёт доход.
Топливом запасались до повышения цен к посевной - в феврале-марте. Его хватит на заготовку кормов, а для уборочной «дизеля» придётся докупать, вот только по новой цене, которая уже к сегодняшнему дню выросла прилично - с 34 до 46 рублей за литр.
Не нужно иметь высшее экономическое образование, чтобы понять - эта разница напрямую отразится на себестоимости зерна, а вот поднимется ли цена, ответить смогут только покупатели. Ко всему прочему расценки на молоко тоже невелики, сейчас его сдают по 19 рублей 67 копеек. Да и с дотациями бывают задержки - хозяйство всё ещё не получило возмещение за купленную технику. Но крае- угольным камнем всё же остаётся топливо. Сейчас звучит много объяснений его подорожания, но, по словам Юрия Викторовича, нефтяники могут закрыть кран и дождаться благоприятных условий, а у коровы такого крана нет. И все колебания рынка тут же отражаются на сельхозтоваропроизводителях.
Сквозь кризисы. Но в «Садоводе» унывать не привыкли и уже приступают к ремонту техники, через неделю начнут химпрополку, а затем заготовку кормов. Вскоре начнётся ремонт фермы, молодняк уже на летних выпасах, туда же отправится дойный гурт, за два месяца их дом обновят.
Кстати, путь бурёнок на летние пастбища лежит через «тополиные клетки» - участки, обнесённые живой изгородью. На них недавно завершили посев однолетних трав для кормления стада «из-под ноги», так что и тут коровки смогут вскоре насладиться горохом и овсом. Когда-то эти тополя служили защитой для ягод и кустарников, но сейчас выросли. Да и хозяйство давно не занимается садоводством, поэтому плодовые решили выкорчевать, ведь они забирают много влаги из почвы.
Эти высокие деревья, наверное, последний символ того, советского, «Садовода», который когда-то обеспечивал горпищекомбинат сырьём. Рыночная экономика «помогла» сменить хозяйству профиль. Путь, когда натуральный продукт становится не нужен переработчику, Федосенко уже проходил - тогда 20 лет назад молодой руководитель, только вступив в должность, упёрся в стену непонимания. В хозяйстве ещё были плантации малины и ирги, но заводы не принимали ягоды и открыто заявляли, что не желают возиться с переработкой, а лучше закупят концентраты за границей и изготовят продукцию из них. Будем надеяться, что этого не произойдёт с зерном и молоком.
Многие хозяйства России, занимавшиеся только одним видом производства, давно прекратили существование. Держатся в основном те, кто одновременно трудится на фермах и в полях - именно этим путём следует «Садовод» и, по словам Юрия Викторовича, он со своим коллективом сдаваться не намерен.