Если на душе грустно и неуютно, поезжайте в Тобольск. И обязательно зайдите в Музей семьи императора Николая II.
Не обращайте внимание на пафосность названия – там вас встретят простые и предупредительные люди, которые расскажут светлую историю последних месяцев жизни большой и дружной семьи, до конца сохранившей человеческое достоинство, нежность и трогательность отношений.
Экспонаты. В необыкновенную атмосферу нового тобольского музея окунулись и сотрудники газеты «Ялуторовская жизнь», побывавшие на фестивале «Православие и СМИ» в духовной столице Сибири. Дом семьи Романовых открылся совсем недавно - 29 апреля, но уже стал одним из центров притяжения думающих, интересующихся историей людей.
Несколько лет здание Губернаторского дома, где с августа 1917-го по апрель 1918 года пребывали в ссылке Николай Второй и его семья, реставрировалось. Главной задачей тобольских музейщиков было сохранить элементы подлинности внешней и внутренней отделки здания. И это им удалось. Посетители могут увидеть уникальную лепнину, двери, печные кирпичи, перила лестницы.
Большая работа проделана по сбору вещей императорской семьи из частных коллекций, воспроизведены детали быта начала XX века, подобраны фотоснимки. Среди экспонатов, например, можно увидеть шаль императрицы Александры, которую она подарила тоболячке, посуду, привезенную в Сибирь из столицы, металлическую раскладную кровать одной из великих княжон.
Последние пьесы. Но главное всё-таки даже не в уникальной экспозиции. Дело в том, что экскурсоводы некоторых исторических маршрутов, посвященных царской семье, настолько увлекаются рассказом о трагической гибели семьи, что просто смакуют каждую деталь их гибели. А в Тобольске сделали акцент на другом. Да, впереди у семьи уже отрекшегося от престола российского императора страшная смерть, и, скорее всего, старшие Романовы это понимают. Однако и царица, и сам Николай делают всё, чтобы окружить своей любовью детей, поддержать друг друга. Поэтому экскурсоводы рассказывают гостям о домашних спектаклях по пьесам Чехова и Мольера, о рождественской елке, о том, что маленький наследник любил простые щи и работу во дворе, а его сестры рукодельничали, сидя на сундуке в коридоре. Они обязательно покажут маленькую домашнюю Библию с пометками Романовых и последний подарок маме от княжны Татьяны – выполненную собственноручно записную книжечку с трогательным признанием в любви.
Сотрудник музея Марина Руппель признается, что при подготовке экспозиции и изучении быта Романовых ее поразила именно необыкновенная нежность взаимоотношений в царской семье. Их образ жизни стал и для нее образцом поведения.
Ждали, когда за ними придут. В уютных интерьерах нового музея невольно вспоминается фраза из булгаковского романа «Белая гвардия»: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут».
Они ждали. Уже с трудом передвигавшаяся из-за болезни ног императрица, подросток-царевич, у которого в Тобольске никак не могли сбить высокую температуру, поселившиеся в самой холодной комнате княжны, государь с демонстративно сорванными с него охраной погонами. Ждали и как могли сопротивлялись чувству обреченности. Вместе с ними готовился принять мученический венец врач Евгений Боткин.
Скоро Романовых перевезут в Екатеринбург и расстреляют, а в Алапаевске сбросят живой в шахту сестру императрицы - Елизавету Фёдоровну. Но тобольская история императорской семьи навсегда останется светлой и исполненной высокого достоинства. Поэтому в новый музей надо ехать. Чтобы научиться ценить тех, кто с нами рядом, тех, кто нас любит.