События полувековой давности – переход границы Чехословакии 21 августа 1968 года 27-ю советскими дивизиями и частями войск других стран Варшавского договора до сих пор волнуют тех, кто в них непосредственно участвовал и был уверен в своей правоте.
… Я, дежурный по роте старший сержант, вдруг вздрогнул от неожиданности. Над головой у дневального, стоящего у тумбочки возле входа в подразделение, раздался щелчок, и динамик издал низкий протяжный звук. Дневальный-первогодок недоумённо завертел головой. Я служил уже четвёртый год и с нетерпением ожидал «дембель», поэтому сразу понял, что это тревога боевая, и истошно завопил: «Рота, подъём!» Схватил связку ключей и кинулся открывать ружейный парк. Посыльные бросились оповещать офицеров.
Августовская ночь плотным покрывалом висела над старинным польским городом. Гарнизон на его окраине ожил: между казармами и ангарами сновали солдаты, офицеры бежали к штабу полка. Из ангаров выползали автомобили. На широком плацу с оружием выстраивался полк. Знамённый взвод вынес и развернул тяжёлое с двумя орденами кумачовое знамя. Замполит полка произнёс речь об угрозе мирового империализма социалистическому лагерю: «Товарищи! Империалисты во главе с мировым жандармом США пытаются посягнуть на свободу и независимость братского народа Чехословакии. Наша задача – немедля протянуть руку помощи и отстоять идеалы социализма!»
Наш полк через 30 минут выдвинулся в сторону чехословацкой границы. Шли с притушенными огнями несколькими колоннами. В нашу колонну входили передвижные радиостанции Р-118, Р-820, узел связи «Лотос» и передвижной командный пункт. Экипажу, где старшим был я, поставили задачу: организовать в эфире дежурство и прослушивать радиочастоты в определённом диапазоне.
… Подошли к границе, рассвело. Польский пограничный наряд был на месте. Два солдата стояли навытяжку по стойке смирно. Поручик, приложив два пальца к козырьку фуражки, приветствовал колонну.
На сопредельной стороне шлагбаум был поднят, в полосатой будке часового и в караульном помещении никого… Колонна с ходу, не останавливаясь, пошла дальше. После офицеры шутили: «Граница на замке! А ключи у кого?» В поворотных пунктах уже стояли наши регулировщики с автоматами за спиной. Мелькали по сторонам дороги деревья, красивые крытые красной черепицей дома небольших хуторов.
В городке Пардубице колонна замедлила ход и с короткими остановками продолжала движение. Впереди пёстрая толпа гражданского населения. Женщины, дети что-то кричали. В руках плакаты с надписью по-русски: «Оккупанты, убирайтесь вон!». Возмущённые люди близко подходили к идущим машинам, явно намереваясь помешать продвижению колонны. Вот у дубовой рощицы дорога завалена брёвнами. Послышались торопливые хлопки. Стреляют! Все спрятались за броню. Стреляли не прицельно, никто не пострадал. Брёвна быстро растащили и проскочили преграду. По машинам передали приказ: оружие применять при явной угрозе нападения. В гражданское население не стрелять, даже если будут провокации. Помнится, через один город пробирались с трудом. Узкие улочки, толпы разъярённого народа. В нас летели бутылки, камни. Бесноватая молодёжь выкрикивала ругательства в наш адрес. Люди старшего поколения молча смотрели на нас.
Ситуация была крайне напряжённой. Но мы вовремя прибыли в назначенное место. Наша часть совместно с танковой дивизией Войска Польского и дивизией ВДВ из Союза расположилась на окраине городка Миловице…
Напомню о событиях того времени, известных как «пражская весна». В апреле 1968 года руководство Коммунистической партии Чехословакии во главе с Александром Дубчеком, подогреваемое западными спецслужбами, выступило с реформами в общественно-политической и экономической сферах Чехословакии. Суть их –создать социалистическое общество «с человеческим лицом». Пражские реформаторы считали, что «сталинская модель» социализма якобы противоречит идеалам свободы и прав человека, что необходимо на практике осуществить соединение социализма с демократией (читай, плавный переход к капитализму, то есть «тихая» революция) без смены существующего строя. Это нашло поддержку у большинства членов компартии и положительный отклик в общественных кругах страны. Мы этого естественно тогда допустить не могли. И реформы, задуманные в Праге, вызвали резкое недовольство в Кремле и как итог – последующие события, в круговорот которых попал автор этих строк.
Подробнее на сайте: http://заводоуковск.онлайн