Медиакарта
19:36 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Начнем торговать по правилам?

В России впервые в современной истории принят закон о торговле

Пожалуй, имеет смысл совершить небольшой экскурс в историю этой сферы нашей жизни. Ведь с торговлей каждый из нас вынужден соприкасаться ежедневно: кто-то в ней служит, кто-то – обслуживается.

«Достал дефицит!»

Сейчас обращаюсь к старшему поколению наших читателей: помните советскую торговлю? Плановое хозяйство, добротные, качественные товары, нет головной боли от широкого выбора, ассортимент неизобилен, но самое необходимое – в избытке. И везде – одинаково. Цены, регулируемые государством: ржаной хлеб – 16 копеек, килограмм вареной колбасы, настоящей, которую можно было есть, – 2 рубля 10 копеек, чайная пара Ломоносовского (Ленинградского) фарфорового завода с изумительным узором «под гжель» ручной работы – 3 рубля 30 копеек. В ходу слова «достал», «диффцит». Вспомнили героя Аркадия Райкина, ратующего за «заднее кирильцо»? И… очереди. Там, где «выкинули» этот самый «диффцит». Существовали многолетний опыт, система и правила, установленные государством, к которым за долгие годы приспособились как продавцы, так и покупатели. О крайностях сейчас не говорим, хотя кто-то вспомнит, как он по талонам приобретал кур. Вот это как раз было уже в начале развала советской торговой системы.

Можно все,

что не запрещено законом. Памятен лозунг начала девяностых.

1991 год, Президент Борис Николаевич Ельцин издает Указ о свободе торговли, который становится толчком перехода ее к рыночным условиям. Страна погрузилась в рынок или базар, называйте как хотите. Но вакханалия, отсутствие каких-либо правил и присутствие «пены переходного периода» еще памятны многим. Расцвели «блошиные рынки», где наивных «сов-ковых» покупателей «обували» всласть. Федеральные власти опомнились, что народ-то надувают, и в 1992 году подготовили и приняли закон «О защите прав потребителей». Новое слово «потребитель» смело шагнуло из-за кордона, моментально включив постсоветскую Россию в ряды западного общества потребителей.

«Он – не верблюд»

И долгих шесть лет многострадальные россияне, купив на рынке некачественный товар, потом многократно обивали пороги всевозможных инстанций, пытаясь доказать, что по закону «О защите прав потребителей» имеют все-таки право за свои кровные носить качественную, скажем, обувь или есть колбасу без плесени. На стенания обманутых покупателей продавцы, как правило, слабо реагировали, отмахиваясь, как от назойливых мух. Удовлетворялись претензии лишь самых настырных, дошедших до властных структур. Частенько в то время восстановлением справедливости приходилось заниматься и газете «Тобольская правда». Именно тогда появилась в ней рубрика «Потребитель, защити себя сам!», призывающая и обучающая тоболяка умению доказывать, что он – «не верблюд».

И все же на разборки решались единицы, а торговля как вела «игру без правил», так и процветала. За счет все тех же денежек потребителя.

Впереди планеты всей

Лишь в 1998 году Постановлением Правительства РФ (не законом!) были утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. И для населения слабо замерцал свет в конце торгового туннеля. А в 2001 году правительство субъекта Федерации – Тюменской области, как всегда раньше других, приняло закон № 354 «О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности». И весь торговый бизнес в нашей области – дисциплинированный, начал строить свою работу в рамках этого закона. Для недисциплинированных в нем были введены меры административного воздействия, действующие по сей день: закон-то не отменен!

Будет ли порядок?

И вот наконец с 1 февраля 2010 года вступает в силу Федеральный закон № 381 от 28 февраля 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Цент-ральные СМИ уже почти полгода обсуждают и «пережевывают» нововведения этого законодательного акта. «Кого защищает закон о торговле?», «Регулированием торговых наценок займется государство», «Новые правила для бизнеса» – такими заголовками пестрят страницы только одной центральной «Российской торговли». В глубинке, как повелось исстари, пока тишина, круги по воде расходятся неторопно. Но жить по закону придется и нам. Так что же будет регулировать новый закон?

Делим сферы влияния

Во-первых, он разграничивает сферы влияния разных уровней власти, расписывая, какие функции отнесены к ведению федеральной, региональной и муниципальной структур. Государство обременило себя определять политику развития торгового бизнеса, субъекты Федерации должны будут формировать региональный реестр, создавать и реализовывать программы развития торговли (у нас уже работает «Покупай тюменское»!), муниципалитетам досталось распоряжаться, естественно, на местах и… по местам. Как говорится, самая что ни на есть конкретика.

– Органы местного самоуправления в области регулирования должны создать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, – толкует основы нового документа заведующая отделом потребительского рынка товаров и услуг городской администрации Татьяна Владимировна Дзисяк. – Что под этим подразумевается? Принципы со-здания условий прописаны в Уставе города, в законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Продолжает работать областной закон № 354, где четко прописаны требования к ведению торгового реестра, обязательность проведения хозяйствующими субъектами согласования о размещении и открытии любого торгового объекта на территории муниципалитета, согласования вида торговли, формы, способа осуществления торговли, направления, специализации, ассортимента товаров, типа объекта, режима работы, основания использования имущества и т.д.

Ценовая политика

Говоря о хозяйствующих субъектах, Татьяна Владимировна особо подчеркнула несколько позиций.

Первое – регулирование ценовой политики. Государство оставило за собой право регулировать торговые наценки в чрезвычайных случаях, а именно тогда, когда в течение месяца в регионе цена на определенный товар возрастет в 1,5 и более раза.

Сохраняется и такое понятие, как товары первой необходимости, в перечень их входят 33 наименования, это то, что входит в «покупательскую корзину» и по которым сегодня ведется мониторинг уровня цен: молоко, хлеб, сахар, мука, некоторые виды колбасных изделий, кура, говядина на кости и т.д.

Верни деньги вовремя

Что касается ценовой политики, в законе четко прописана еще одна позиция – форма расчета торговли с поставщиками. Товаропроизводители уже несколько лет живут в режиме массовых неплатежей, долги торговли перед ними исчисляются миллионами рублей и неплатежи длятся годами. Помнится, в прошлом году директор Тобольского гормолзавода Виктор Михайлович Охрименко озвучивал цифру – 12 миллионов. Столько ему должны торговые организации, которым он по договорам отгружает продукцию для реализации. Так вот, сегодня Федеральным законом установлены дни и даже часы расчета розничной сети с производителем. Если срок годности продукта менее 10 дней (сметана, молоко, хлеб и т.д.), соответственно и оплата за товар должна пройти не позднее, чем в течение этих же 10 рабочих дней. Регулируя взаимоотношения, закон, безусловно, помогает производственникам.

Ларек на улице

– Особенностью данного закона является и статья о размещении нестационарных объектов торговли. – Этот момент хозяйствования Татьяне Владимировне знаком не понаслышке. С наступлением весенне-летнего сезона возникает необходимость выноса торговли мороженым, водой, овощами на улицу, и места размещения торговых объектов всегда были головной болью городской администрации. В принципе, закон с муниципалитета обязанность эту не снял, но участь облегчена тем, что статья дает полномочия и право органам местного самоуправления утверждать схемы размещения, исходя из потребности в той или иной группе товаров. Естественно, определять эту самую потребность, проведя анализ, тоже забота муниципалитета.

Эх, ярмарки краски!

В русло регулирования закон ввел и ярмарки. Теперь их можно проводить только тематические – сельскохозяйственные, народного промысла и т. д. Мало того, на организаторов налагается большая ответственность: они должны не только определиться с участниками ярмарки, организовать им рабочие места, вести реестр участников этой уличной торговли, но и быть заинтересованными в реализации их продукции, оказывать содействие в привлечении как можно большего числа покупателей. В общем, проводите ярмарку – будьте любезны обеспечить и максимальную выручку! И это, наверное, правильно, как говорится, инициатива наказуема исполнением.

Сеть – не паутина

Некоторые центральные СМИ твердо убеждены, что основным – и главным! – поводом инициирования принятия закона о торговле стала экспансия на российский рынок так называемого ритейла – розничных сетей. Доминирование их на российском рынке видно невооруженным глазом. Но и это бы не беда, если бы не возникла нужда, как считают некоторые ведущие российские экономисты, защитить от них поставщиков. Сети сегодня жестко диктуют свои условия игры на торговом рынке. Поэтому с 1 июля 2010 года вступят в силу статьи регулирования развития сетей в границах муниципальных районов и городских округов. Причем понятие «розничная сеть» в законе разложено на разные уровни – общероссийского масштаба, регионального и местного. Регулировать и контролировать работу розничных сетей вменено в обязанности федеральной антимонопольной службы.

Еще не вечер

Есть момент, о котором, думаю, не лишне напомнить. В законе речь идет только о торговле. Ни общественное питание, ни другие сферы услуг в нем не упоминаются. Но... подразумеваются! Ведь закон так и обозначен: «Об основах...» А основа, как принято у нас считать, – фундамент всего.

Впрочем, и этот закон не стал исключением в ряду законодательных актов, принимаемых в нашей стране, – все требует последующего разъяснения. Потому исполнители с нетерпением ждут выхода в свет подзаконных актов, в которых будет более подробно расписан механизм применения новой «торговой конституции».

Раиса Половинко