Василий Фёдорович Лапшин 10 февраля вступает в клуб долгожителей.
Он поистине легендарная личность. Жизнь его можно измерить стройками, основательными памятниками пройденного пути. Одно их перечисление заняло бы целую полосу в газете. А ведь всё могло сложиться иначе…
Куда бедноте податься? В армию! Биография Лапшина, появившегося на свет в исетском селе Минино в 1929 году, в начале коллективизации, писалась суровым пером эпохи. Отца матери, зажиточного крестьянина, расстреляли красногвардейцы прямо у ворот дома. И эта отметина - «кулацкое отродье» - приклеилось к ней надолго, хотя (так угодно было судьбе) девушка полюбила сына председателя комитета крестьянской бедноты. Из справной усадьбы её выселили в халупу. А потом, в статусе матери-одиночки, перебралась с Василием, единственным своим ребенком, в Ялуторовск. Средств на пропитание постоянно не хватало. Ютились по каким-то углам.
- После окончания школы в 1946 году выбор у меня был невелик, - вспоминает Лапшин. - Я мог рассчитывать только на полное государственное обеспечение, и поступил в Институт военных инженеров транспорта в Новосибирске. Но служить в армии не пришлось. Весь наш выпуск 1952 года отправили на «гражданку». Надо было поднимать послевоенное народное хозяйство.
Ашхабад, Термез. По распределению сибиряк попал мастером на Ашхабадскую железную дорогу, которая простиралась от Каспийского моря до Сталинабада (Душанбе). Потом стал заместителем начальника ПЧ-12 Термезской дистанции пути. Мать, которая жила вместе с ним, так и не смогла привыкнуть к среднеазиатской жаре. Через четыре года они вернулись обратно.
От МКЗ до СМУ-22. Диплом военного инженера оказался в Ялуторовске востребованным.
- В 1956 году я был принят на должность инженера-строителя на молочно-консервный завод, - продолжает воспоминания Василий Федорович. - А через два года возглавил отдел капитального строительства. Как раз начиналась реконструкция предприятия, которая вывела его в число ведущих в СССР. Шла реорганизация и строительной отрасли. ОКС перешел в УНР-8 Тюменьоблстроя, по другому - управление начальника работ, а затем на его основе появилось СМУ-22, где я проработал до 1965 года главным инженером и начальником ПТО.
СМУ-22, впоследствии СУ - основной застройщик в Ялуторовске. Не всё из того, что Лапшин проектировал или строил в те годы, сохранилось сегодня. Например, на месте знаменитого гастронома, именуемого в народе «старым», на углу Ленина и Красноармейской, теперь торговый комплекс. Не используется и деревянный спортзал бывшей школы по ул. Революции. Однако большинство зданий «живут» и в новом тысячелетии.
В микрорайоне МКК стоят производственные предприятия, многоквартирники, в ожидании реконструкции парк им. А. Кауля, заводской клуб. Несут свою службу корпуса госархива, здание школы им. Декабристов. Всё не перечислить…
Из города – на село. Особенно плодотворным оказался период с 1965 по 2013 год, проведенный на стройках сельской местности. Менялись должности и названия организаций - районное управление сельского хозяйства, Межхозяйственный ОКС, кооператив «Основа», АО «Ялуторовсксельстрой», функционал оставался прежним - строить, проектировать, вести технический контроль. Причем полноценных отпусков практически не было.
- И на пенсии я фактически пробыл всего три дня, - улыбается мой собеседник. - Только я получил пенсионную книжку, как первый секретарь горкома КПСС Алексей Дмитриевич Анохин предложил прервать отдых и выйти на работу. Так и пошло. Получу отпускные, а назавтра - приказ отозвать.
Село в те годы поднимали всем миром. Бюджетного финансирования не хватало и строили хозспособом. Но за всем нужен был квалифицированный пригляд опытного специалиста. Дипломированные строители стали появляться только в начале восьмидесятых.
А дел хватало. В сёлах и деревнях, особенно на центральных усадьбах, строились производственные объекты и жилье, клубы, школы и детские сады. Стоят перед глазами давние стройки - семеноводческие комплексы в Зиново и Черёмушках, корпуса совхоза-техникума, контора, объекты соцкультбыта в Старом и Новом Кавдыках, школа в Коктюле…
В начале девяностых сфера расширилась – приходилось заниматься проектной документацией на строительство личного жилья и мини-ферм на 25-50 коров, реконструкцию животноводческих помещений. В нашем районе по проектам Лапшина была возведена только одна мини-ферма - Новоатьяловская. Зато опыт широко применили в Заводоуковском, Голышмановском, Ярковском, Викуловском, Нижнетавдинском районах.
- Я был не один, - подводит итог заслуженный строитель. - Со мною рядом трудились толковые технические помощники - А. А. Мурычев, А. К. Лазаренко, А. В. Лапшин. Последний на компьютере оформлял всю техническую документацию.