Медиакарта
8:44 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Четыре «П» в контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам

Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствовались законодатели при составлении норм об осуществлении государственного контроля.
С 2017 года произошла смена «палочной» системы на модель «сотрудничества» – в сфере надзорной деятельности. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности выполняется главная цель - снижение административной нагрузки на бизнес, а также повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций.
Значимую роль в осуществлении реформы играют профилактические мероприятия, которые имеют первостепенное значение в деятельности контрольно-надзорных органов и является неотъемлемой частью их текущей деятельности.
Так в 2019 году с целью устранения выявленных нарушений специалистами Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономных округам по состоянию на 25.09.2019 выдано:
- 746 предостережений;
- 36 предупреждений;
- 332 предписания;
- 105 представлений.
По факту непредоставления информации об исполнении предостережений возбуждено 95 административных дел, материалы переданы в суд, из них в 98% случаев решение принято в пользу Управления Россельхознадзора, 2 дела прекращены.
Разберемся с понятиями четыре «П», определим отличия и установим юридические тонкости процедур.
Два надзорных акта (предписание и предостережение) рождаются в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предупреждение и представление - в рамках КоАП РФ. Три надзорных акта (предписание, предупреждение и представление) возникают только при взаимодействии инспекторов с проверяемым субъектом, предостережение – без участия хозяйствующего субъекта.
Интересно, что при трёх «П» в рамках взаимодействия с проверяемым субъектом последствия в виде привлечения к административной ответственности наступают в случае неисполнения требований контрольного органа. А в случае с Предостережением ответственность наступает при исполнении обязательных требований, но несвоевременном уведомлении контрольного органа об этом.
Предостережение вносится по результатам контрольно-надзорных мероприятий в целях профилактики и недопущения противоправных действий.
Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений законодательства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы возражения в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет предпринимателю ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений. При отсутствии возражений организация направляет уведомление об исполнении предостережения.
Предприниматель должен уведомить в течение 60 дней об устранении потенциальных нарушений надзорный орган. При не предоставлении информации о выполнении требуемых мероприятий надзорный орган вправе начать административное производство по ст. 19.7 КоАП РФ.
Что если предприятие нарушало требования законодательства впервые. Можно ли предпринимателю рассчитывать на смягчение возможного административного наказания?
Тут и выходит на первый план такой вид наказания как предупреждение. Оно рассматривается как наименее строгий вид административного наказания и, как правило, предусматривается в санкции статьи как альтернатива административному штрафу.
Предупреждение - это вид наказания, устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде. При этом указанный вид наказания при нарушениях земельного законодательства РФ, не предусмотрен для физических лиц.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.
Согласно ст. 28.6 КоАП РФ назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, то есть без составления протокола.
Предписание – это документ, составляющийся уполномоченным органом или лицом, которое по результатам проверки выявило нарушения в деятельности организации. Данный документ не может быть основанием для наложения на организацию ответственности, однако является обязательным к исполнению.
Нарушения, которые зафиксированы контролирующим органом, подлежат устранению в определенный срок, указанный в документе. Неисполнение требований влечет за собой наказание.
Представление - мера, которая направлена на устранение причин и условий совершения новых правонарушений. Следовательно, представление направляется лицам, которые могут повлиять на данные причины и условия, в том числе в качестве меры дисциплинарного или «надзорного» характера. Неисполнение требований влечет за собой наказание.