Медиакарта
22:14 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ялуторовская Екатерина в бронзе

17:46 | 30 сентября 2019

Горожане решили увековечить память основательницы первого промышленного предприятия Ялуторовска, купчихи 2-й гильдии Екатерины Дмитриевны Гусевой.

Идею вынашивали давно. Обсуждали на градостроительном совете по ходатайству ветеранов ООО «Юнигрэйн» (преемника комбината хлебопродуктов), в состав которого входит действующая мельница, построенная Гусевой в 1912 году. Поддерживают проект и местные предприниматели.

Рядом с Балакшиным. Общественное мнение – великая движущая сила больших и малых начинаний. И вот в год 360-летия Ялуторовска объявлен сбор средств на сооружение ещё одного значимого для города проекта. Определено и место на Зелёном бульваре: Екатерина Гусева будет «стоять» неподалёку от Александра Балакшина, основателя Союза сибирских маслодельных артелей, чей памятник установлен накануне юбилея. Традиция продолжается!

Владимир Шарапов, почётный гражданин города, автор множества скульптур и композиций в Ялуторовске, Тюмени, Тобольске, уже приступил к подготовительной работе по созданию художественного образа купчихи. Главная трудность – не найдено ни одной фотографии Гусевой. Возможно, она, как и многие старообрядцы, не любила фотографироваться. И скульптор решил изваять собирательный портрет купечества, тех отважных предпринимателей, которые на свой страх и риск осуществляли грандиозные проекты по освоению Сибири. Что ж, как говорится, в добрый путь!

Чудо техники. Главному детищу Екатерины Гусевой – паровой пятиэтажной мельнице – исполнилось 107 лет. Строительство этого предприятия стало ответом сибирского купечества на вызовы времени. Перед Первой мировой войной благодаря реформам Петра Столыпина в Сибири быстро развивались капиталистические отношения. На смену водяным и ветряным мельницам приходили современные предприятия, чья производительность не зависела от скорости ветра и уровня воды в водоёмах.

Целая эпопея связана с проектированием направления строительства северного крыла Транссиба. По первоначальным планам железная дорога Тюмень – Омск должна была пересечь Тобол намного севернее Ялуторовска, возле сегодняшнего села Бердюгино. Много усилий потребовалось местному сообществу, чтобы убедить Государственную думу изменить намеченный маршрут и проложить рельсовый путь через житницу губернии, в том числе и Ялуторовский уезд.

Екатерина Дмитриевна Гусева была одной из тех, кто понимал важность этого проекта для развития экономики края, хотя не испытывала затруднений в транспортировке производимой продукции, поскольку владела целой флотилией пароходов, которые бороздили Тобол, Туру и Иртыш. Предприимчивая купчиха добилась от Тобольского губернского правления разрешения на строительство паровой мельницы в непосредственной близости от железнодорожного пути. Совпадение или дальновидное предвидение, но начало выпуска продукции совпало с приходом в Ялуторовск первого поезда из Тюмени.

К слову, сооружение Гусевой представляло по тем временам чудо технической мысли. Установленное на предприятии оборудование двухсортного помола с одиннадцатью вальцовыми станками немецкой фирмы «Бюлер» позволяло за сутки вырабатывать 70 тонн муки. Здесь же появилось первое в городе электрическое освещение.

На гербе  Ялуторовска, дарованном императрицей Екатериной II в 1785 году, до сих пор «вращается» мельничное колесо – свидетельство славных мукомольных традиций нашего края, приоритетного направления экономических занятий местного населения. Хлеб – всему голова!

Первая благотворительница. Екатерину Гусеву многие старожилы вспоминали доб-  рым словом – за её отзывчивость на чужое горе, бескорыстную помощь сирым и обиженным судьбой. Ялуторовский краевед Татьяна Бурлакова в своём очерке о династии Гусевых пишет: «Но не только накоплением капиталов занималась Гусева. Она уделяла время и общественным делам. В 1904 году Екатерина Дмитриевна вошла в состав попечительского совета при женской прогимназии. Мать троих детей, она всячески поддерживала деятельность, направленную на образование ялуторовских ребятишек, особенно девочек. Так, в 1907-м, в тяжёлое для учебного заведения время, она пожертвовала 1000 рублей (сумму, равную полугодовому бюджету прогимназии), проценты с которых составили стипендию имени её покойного мужа Степана Родионовича Гусева».

Загадка истории. К сожалению, нет ни одного достоверного источника, проливающего свет на послереволюционный период жизни Е. Д. Гусевой. По предположению историка Александра Петрушина, в 1918 году Екатерина Дмитриевна, владевшая крупной недвижимостью в Тюмени, скорее всего, оказалась в рядах заложников из числа тюменской буржуазии, с которыми революционные матросы особо не церемонились. Мало того, что «контру» обложили контрибуцией, её погрузили на поезд, следующий в Екатеринбург, а потом расстреливали на тех станциях, где для паровоза загружали дрова. Так вот просто подводили партию за партией к поленницам и стреляли.

Трагическая судьба этой женщины вот уже более века не даёт покоя ялуторовским краеведам, в том числе и мне.

Автор: Павел БЕЛОГЛАЗОВ