Художественный совет принял новую работу Владимира Шарапова «Екатерина Дмитриевна Гусева». Этот вопрос решался на выездном заседании непосредственно на рабочем месте скульптора – в мастерской.
В окружении моделей величественных предков – Александра Суворова, Саввы Мамонтова, декабристов - первая предпринимательница Ялуторовска не потерялась.
Красота и энергия. Средних лет женщина, уверенная в себе, привыкшая принимать серьёзные решения и отвечать за каждый шаг своим состоянием. Внешняя и внутренняя красота сочетаются с колоссальной деловой энергией. В её взоре - устремлённость в грядущее, ответ на грандиозные реформы Столыпина, давшие толчок развитию промышленности в Сибири.
Каждая деталь вылеплена точно - в стиле того времени. В прическе, чертах лица, платье делового покроя нет ничего лишнего. Эта женщина не желает прозябать в скитах и одеваться во всё чёрное с головы до пят. Она – выходец из старообрядческой семьи, соблюдающая традиции предков, но отдающая себе отчёт, что следует жить по законам научно-технического прогресса, чтобы не остаться на обочине. Брошь на груди в виде мельничного колеса напоминает о вкладе Екатерины Дмитриевны в историю Ялуторовска. После смерти мужа смогла достойно продолжить дело Гусевых. Она управляла пароходами на Тоболе и осуществила грандиозный проект – построила паровую мельницу в нашем городе. Отборную крупчатку предприятие выдало в 1912 году, перед Первой мировой войной.
В те годы термин «логистика» не употребляли, но именно Екатерина Дмитриевна одной из первых среди сибирского купечества поняла важность строительства Транссибирской магистрали и сделала всё возможное, чтобы северное крыло железной дороги прошло через Ялуторовск. И её детище получило удобную транспортную развязку. Муку стали отгружать в вагонах. На мельнице были установлены новейшие вальцевые станки фирмы «Бюлер» и появилось первое в городе электрическое освещение.
Работал без устали. Эта работа, без всякого сомнения, одна из знаковых в творческом наследии Владимира Шарапова, чьи скульптуры украшают скверы, парки и площади Ялуторовска, Тюмени, Тобольска и ряда других городов.
– Сам процесс лепки занял не так много времени, как погружение в эпоху Гусевой, – говорит член Союза художников России. – Пришлось изучить массу исторической литературы, всмотреться в десятки фотографий деловых женщин начала двадцатого века, понять, что они носили, как укладывали волосы. А когда сформировался образ, руки работали без устали.
Итог выездного заседания художественного совета подвёл Вячеслав Смелик.
– Проект нового памятника принят всеми единогласно, без замечаний, – отметил глава города. – Определено и место, где он будет стоять на Зелёном бульваре – между Юлией Друниной и Александром Балакшиным. Будем искать источник финансирования.
Провожая нас, скульптор попросил не называть Юлию Друнину уничижительным словом «поэтесса». Добавлю от себя: это с полным основанием относится и к Екатерине Гусевой. Ну какая же она купчиха?! Купец! Купчище! Первый промышленник Ялуторовска!
След Екатерины Гусевой потерялся в революционном 1918 году. Не найдено место её захоронения. В 2020 году, к 100-летию окончания Гражданской войны в России, она вернётся к нам в бронзе.