Одним из главных новаторских стартов года можно смело назвать открытие специализированного химико-технологического класса в школе № 17. Напомню, что появился он в результате июльского (от 2009 года) соглашения между комитетом по образованию администрации города, Тобольским индустриальным институтом (филиалом ТюмГНГУ) и ООО «Тобольск-Нефтехим».
И вот открытый урок – серьезная проверка для преподавателя, учеников и самого замысла.
Директор школы и учитель химии Наталья Ахметшина в разговоре «перед звонком» с гордостью отметила: «Все разработанные программы мы полностью выполняем, и сегодняшний открытый урок по математике является частью этого плана. Урок проведет учитель высшей квалификационной категории Наталья Пронина. Перед ней стоит цель показать, что предмет ведется на профильном (повышенном) уровне, продемонстрировать серьезность подготовки учащихся к Единому государственному экзамену».
Все двадцать шесть учеников профильного класса с усиленной программой справляются неплохо. «Наши успехи цикличны – отметила Наталья Васильевна – иногда у ребят возникает паника перед трудностями, но справляемся и общими усилиями выходим на подъем. Замечу, что это поколение школьников отличается здоровой прагматичностью. Они знают, чего хотят добиться в жизни, понимают, насколько важно качественное образование в школе. И это нам помогает».
Помогает школьникам и компания СИБУР, инициировавшая начинание, и непосредственно «Тобольск-Нефтехим». Все обязательства по укреплению материально-технической базы выполнены, проводятся запланированные экскурсии по производству, встречи с работниками предприятия.
Нашу беседу прервал звонок. Пора было идти в класс.
Давненько не сиживал я за партой. Заняв привычное место на «камчатке», осмат-риваюсь.
Кабинет оборудован «на пять» – без излишеств, но при наличии всего необходимого (включая «мультимедийную доску» и приличное аудиооснащение). На доске обычной классическим мелом начертана тема урока: «Геометрический смысл производных».
Вот и профилированные школяры. Серьезные такие, обстоятельные. И урок-испытание начинается.
Вопросы – ответы. Повторение пройденного материала. Решение простых и сложных задач. Ровный ритм урока говорит как о хорошем уровне преподавателя, так и о достойной подготовке учеников. Тангенсы-котангенсы, оси абсцисс и ординат. Мудреная наука – математика, но четкая.
Подходит время для выполнения заданий из контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена. Класс решает задачи в тетрадях, девочка Оля параллельно – на так называемой «скрытой доске». Сверяют результаты – все точно.
Ну а затем самое серьезное испытание – самостоятельная работа. Здесь помимо знаний необходимо еще и хладнокровие. Представляю, насколько мешают ребятам фотографы и оператор (урок вызвал повышенный интерес прессы). Впрочем, держатся они (школьники) хорошо и один за другим «добивают» непростое задание.
Тетради на проверку. Получение специальных карточек с домашним заданием. Все.
Обычный урок этим бы и завершился, но не открытый и не в профильном классе.
– Спасибо вам за возможность быть на таком интересном уроке, – обратился к учащимся и педагогическому коллективу Николай Зольников, ведущий специалист сектора развития персонала ООО «Тобольск-Нефтехим», депутат городской Думы. – Он был весьма продуктивным, рабочим. Вы – наша надежда, к вашему классу приковано большое внимание.
Инга Никитченко пред-ставляла на уроке Тобольский индустриальный институт: «Я не первый раз у вас в гостях, и сегодня присутствовала на действительно творческом уроке. Хорошо поработал ваш учитель, но и вы тоже были на высоте».
Сегодня их двадцать шесть. Возможно, в следующем году будет больше. И мы вновь придем на открытый урок для того, чтобы пожелать ребятам и девушкам успешного пути в открытый мир знания. Мир бесконечно сложный, но столь же бесконечно прекрасный.
Дмитрий Карасиер
Юрий Попов (фото)