Читатели могут упрекнуть, мол, вы часто пишете про Ивановку. Да, часто. А как не писать, если местные жители не перестают удивлять не только талантами, но и трепетным отношением к истории родного края и своей народности. А живут в этом селе коми-зыряне.
Поэтому сегодня рассказываем про школьный музей. Ему уже сорок лет. Между тем по наличию и качеству экспонатов он давно перерос этот статус. Не зря вошел в программу этнотуризма. И здесь, действительно, есть на что посмотреть.
Достойная коллекция. Это не привычное тесное пространство с тяжелым воздухом и запахом слежавшихся простыней. Здесь три просторные комнаты, более тысячи предметов и документов. Первый зал посвящен Великой Отечественной войне. Сюда жители села до сих пор приносят письма, награды, документы, трофеи, фотографии. Есть и гимнастерки, и даже пробитая пулей немецкая каска.
Проведена большая работа по сбору информации о каждом ивановском фронтовике или труженике тыла. Причем всё это не просто хранится, а активно используется учениками.
Второй зал - коми-зырянская изба. Чего здесь только нет – от прялки до самовара и настоящего ткацкого станка.
Третья комната – своеобразная выставка истории и достижений села, собрание документов, архивных выписок, фотостенды и многое другое.
Сундук бабы Васи. Музей создала учительница литературы и русского языка Людмила Ворсина. Она коренная ивановка, с детства увлекалась историей и краеведением. Пробудила этот интерес бабушка Василиса и её сундук.
- Бабушка к нам переехала в 1955 году из Большого Тихвино. В ее сундуке, в белом холщовом мешочке, лежали письма от сына Михаила, погибшего в войну, старые фотографии на картоне, семейные документы. Всё это манило меня. А вечерами она рассказывала о событиях 1921 года, о гибели дедушки, о войне, работе в тылу, о частых наводнениях, когда мутные воды Тобола обрушивались на дома, пела зырянские песни, - вспоминает Людмила Фёдоровна.
Во время учебы в Тобольском пединституте она зачитывалась книгами о родном крае и, когда вернулась в Ивановку учительствовать, уже понимала, чем займется в свободное время.
- В школе хотели создать музей, когда я ещё здесь училась. В 1966 году под руководством директора Анны Пудовой мы искали материалы о фронтовиках, оформили стенд с наградами. Однако к тому времени, когда я вернулась после института, все эти наработки затерялись. Уехали и учителя-энтузиасты. Я понимала, что одной мне эту идею не осуществить. Меня поддержал участник Великой Отечественной войны Василий Попов. Обратилась за помощью и к старшеклассникам, - рассказывает Людмила Ворсина. Работа закипела. Кинули клич по селянам, да и сами искали экспонаты дома, в амбарах, на чердаках, в заброшенных усадьбах.
За каждым экспонатом – история. О каждом из тысячи экспонатов Людмила Ворсина может дать подробную справку, вплоть до того, кто и когда его принес.
- Для рядового посетителя музея тот или иной предмет – всего лишь вещь, а для меня это история. История человека, который принес, подарил или просто хранил его. История семьи и даже целого рода, - поясняет создательница музея.
Ивановцы на призыв учителя и детей откликнулись живо. Комнаты быстро наполнились предметами быта коми-зырян, орудиями труда, книгами, фотографиями. Пачку газет «Омская правда» за 1942-43 год привезла из Большого Тихвино Фая Лыйрова.
Валя Нестерова и Таня Уткина нашли в Малой Тихвиной свидетельство об окончании церковно-приходской школы, записали воспоминания о войне у Филимона Чугаева. Военные рассказы Николая Чугаева записала Тамара Чугаева. Старинные инструменты и посуду подарили Михаил и Прасковья Катаевы, поддержал идею о создании музея и руководитель совхоза Алексей Плеханов, а специалисты Анатолий Картыш и Юрий Чугаев привезли с заброшенной усадьбы в Большом Тихвино полную машину вещей.
- Из отдельно найденных частей собрали ткацкий станок Анастасия Скоробогатова и Вера Моденцева. По идее, он должен быть больших размеров, но площади не позволяли. Станок в исправном состоянии, и на нем можно ткать. До сих пор он стоит в экспозиции, - отмечает Людмила Федоровна и продолжает перечислять фамилии дарителей и тех, кто помогал создавать музей (к сожалению, рассказать обо всех мы не можем).
От прошлого к настоящему. В 1981 году музей принял первых посетителей – местных жителей, ветеранов войны и труда, учеников и директоров школ Ялуторовского района. Людмила Федоровна подсчитала: за 38 лет сорок экскурсоводов провели более шести тысяч экскурсий.
- Не было равнодушных, когда звучали торжественные, эмоциональные слова Тамары Чугаевой, Вали Нестеровой, Иры Поповой, Веры Катаевой, Игоря Уляшева, Сергея Дударева. А с 1988 года к числу экскурсоводов привлекли и учеников начальной школы. Они покоряли своей непосредственностью, искренностью. Это Сережа Попов, Анжела и Люба Жилины, Яна Шеломенцева, Миша Никитин. Не могу всех назвать. Но все были молодцы, - рассказывает Людмила Ворсина и вспоминает своих наставников - руководителей других сельских музеев: Валентину Иванову из Заводопетровского, Искандера Янтимирова из Асланы, Нину Руббу из Бердюгино.
Людмила Федоровна вышла на заслуженный отдых в 2010 году, но краеведение не оставила. В школе бывает часто, к тому же никто лучшее нее не проводит экскурсии. А посетителей до пандемии здесь хватало. Недавно в музее провели косметический ремонт на средства президентского гранта, установили новые дверные группы, шкафы, стеллажи. Не тронули только средний зал, где всё было создано руками добровольцев. Сейчас музеем руководит учитель Надежда Пунегова.
Портки в окне, рубаха – в подушке. Некоторые уникальные экспонаты попали в музей случайно и даже неожиданно. Людмила Федоровна помнит немало таких историй.
- Однажды мы с ребятами ходили в заброшенный дом бывшего директора школы Степана Раевского. Надеялись найти довоенные учебники и старые тетради. И, кстати, нашли. А вот одежды, особенно мужской, в экспозиции не хватало. Когда стояли во дворе, мальчишки заметили, что окно подвала чем-то заткнуто. Проверили, а там портки из домотканого материала. Причем в хорошем состоянии. Чуть позже Клавдия Моторина меняла перо в подушке, доставшейся по наследству, и нашла в ней старинную детскую рубашку. Эти вещи до сих пор хранятся в музее, - рассказывает Людмила Ворсина.